Тест камеры ом d e m5 ii. Обзор фотокамеры Olympus OM-D E-M5 Mark II. Последние советы раздела «Обзоры »

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Дата публикации: 05.02.2017

Когда берешь первый раз в руки эту малышку, она кажется детской игрушкой. Особенно после многих лет использования полнокадровой техники от Canon и Nikon. Ну и, конечно, ничего серьезного от нее не ждешь в плане работы и результата, и… сильно удивляешься, получив отличную картинку!

Я много лет проработал в индустрии кино- и видео- производства и помню те времена, когда съемочная техника весила десятки килограмм, а на кинооператорский факультет ВГИКа (Всероссийский институт кинематографии) девушек не принимали в принципе - не женская это была профессия, почти как кузнец или сталевар. Да и профессия фотографа женской тоже не считалась. Научно-технический прогресс изменил ситуацию до неузнаваемости. Девушки буквально со школьной скамьи - веселые и креативные, вытеснили со съемочных площадок угрюмых дядек в потертых жилетках и с непременным перегаром, техника уменьшилась в размерах и, прямо пропорционально этому уменьшению, прибавила в качестве, а профессия «фотограф» стала намного более востребованной и из-за этого массовой. Даже во ВГИКе сегодня половина операторского курса - девушки и это уже никого не удивляет.

Кстати, об Олимпусе я услышал именно оттуда. Моя дочь, тогда еще студентка ВГИКа, спросила меня, не пробовал ли я Олимпус - у него, говорят, классный стабилизатор, можно снимать с рук без стэдикама, а качество, как со стэдикамом… Я ничего про это не слышал, но вспомнил, что моей первой иностранной камерой, после почти всей линейки опробованных «смен», «фэдов» и «зенитов», был именно Олимпус, который я в начале 90-х годов нашел забытый в немецкой электричке… Так началось мое новое знакомство с камерами Olympus.

И вот у меня в руках Olympus OM-D E-M5 Mark II - маленький, игрушечный, на вид совсем не серьезный. Делаю первые кадры. Непривычно. Сенсорный экран немного раздражает, все время попадаю своими неуклюжими пальцами не на тот пункт меню, случайно нажимаю куда-то, приходится искать возврат в исходные настройки - то автофокус пропал, то ISO почему-то стало 3200 вместо 200… Все как-то тонко и не всегда понятно. После довольно деревянного в этом отношении Nikon D800 пользоваться новой камерой не просто.

Вечером смотрю на компьютере отснятый материал и сильно удивляюсь. Первое ощущение: картинка мне нравится! Она какая-то резкая и мягкая одновременно. Художественная картинка. Много снимал движущиеся объекты и при этом практически нет кадров, когда фокус «попал не туда». Эксперимента ради, уже почти ночью, снял с рук несколько кадров с выдержкой от 1 до 5 сек. и они резкие! Не идеально, детализация все же смазана, но в целом резкие. С рук, без штатива и даже без упора!


Съемка на Olympus OM-D E-M5 Mark II поздно вечером без штатива

Вторая съемка идет уже намного легче. Проштудировал инструкцию, разобрался со всеми кнопками и настройками, приноровился к сенсорному экрану. Заметил, что он, оказывается, откидной:) и им очень удобно пользоваться! Привычка - сильная вещь и когда ты привык, что для съемки с нижнего ракурса нужно лечь на землю - ложишься, а уже только потом вспоминаешь «черт, зачем! можно же просто откинуть экран!» Но к хорошему быстро привыкаешь и теперь когда беру в руки Никон (а это происходит почему-то все реже) меня раздражает, что у него не откидной экран и съемка снизу-сверху делается наугад, не видя картинки, ну или надо лечь в грязь…

Стабилизация изображения в OM-D E-M5 Mark II - это то, о чем надо говорить отдельно и много. Во всех последних камерах Olympus она реализована так, что практически не имеет конкурентов на рынке. Причем, как в фото, так и в видео. Фирменный 5-осевой стабилизатор позволяет делать резкие кадры без штатива даже при очень плохом освещении, а видео получается плавным, без дрожания и рывков, как будто вы снимали со специальным оборудованием, тем самым пресловутым стэдикамом, эра которого, похоже, заканчивается с развитием стабилизации в самих камерах и, в первую очередь, таких как Olympus OM-D E-M1 Mark II (новинка, надеюсь, я смогу обстоятельно протестировать ее и написать подробный обзор), Olympus OM-D E-M5 Mark II и TG-Trecker (обзор которой можно прочитать здесь).

И тут как раз уместно вспомнить фразу дочери, о которой я упоминал выше: «говорят, у него классный стабилизатор, можно снимать с рук без стэдикама, а качество, как со стэдикамом». На одном из мероприятий Олимпуса с тест-драйвом техники дочь смогла проверить это сама. Видео не постановочное и не такое красивое, как во всех официальных видеоматериалах компании и обзорах, посвященных теме съемки видео на Olympus, но оно абсолютно живое и реальное (уж я-то знаю, какое красивое видео, но при этом не имеющее ничего общего с реальностью можно сделать в рекламных целях - 20 лет отработал в этой сфере!) и дает очень хорошее представление о стабилизаторе камеры. Съемка на ходу с рук без каких-либо упоров или подвесов:

Особенно хорошо все видно в сравнении с аналогичным видео, снятым на другую хорошую камеру, не правда ли?

Впрочем, я больше фотограф и видео снимаю довольно редко, поэтому меня больше интересуют фотографические возможности камеры Olympus OM-D E-M5 Mark II. А они тоже превосходны.

Взять хотя бы ту же «художественную картинку». Это субъективный фактор, его практически невозможно разложить на технические составляющие, скорее это какая-то магия из сочетания технических характеристик, оптики и моего личного восприятия, но это то, что подкупило в этой камере лично меня больше всего. Зацепило и заставило остановить на камере свой выбор. Кому-то, возможно, картинка с OM-D E-M5 Mark II не покажется художественной, он будет дотошно изучать характеристики камеры, сравнивать их с характеристиками конкурентов и выберет камеру исходя из этого сравнения - это его личный выбор. Я больше визуалист, чем технический специалист, для меня важнее творческая составляющая фотографии, поэтому именно картинка, а не характеристики играет решающую роль при выборе.

Ну а что характеристики Olympus OM-D E-M5 Mark II? Из моего рассказа можно сделать вывод, что они совсем плохи? :) Вовсе нет - они очень и очень даже на уровне топовых камер ведущих производителей фототехники. Перечислять их здесь нет смысла, любой желающий без труда может найти их хоть на сайте Олимпуса, хоть на Яндекс.Маркете, хоть еще где угодно, сравнить с другими моделями, я лишь скажу, что они хороши для маленькой, легкой, беззеркальной камеры с кучей продвинутых возможностей, защитой от пыли, грязи и воды, крутой светосильной фирменной оптикой M.Zuiko и ценой, на порядок ниже, чем у конкурентов.

Легким разочарованием в OM-D E-M5 Mark II для меня стал только кроп-фактор 2,0, но, как выяснилось при детальном изучении камеры, если вам нужно сделать кадр для высокочеткой печати большого формата или значительное цифровое пост-кадрирование (а только для этих факторов кроп имеет решающее значение), в камере есть функция High Resolution, когда камера при спуске затвора делает 8 кадров со сдвигом матрицы и объединяет их в одно изображение, что в итоге соответствует кадру, сделанному при 40-мегапиксельной матрице (в новой камере OM-D E-M1 Mark II этот параметр доведен уже до 80 мегапикселей!)

Ну а приятными бонусами большого кроп-фактора является увеличение фокусного расстояния объективов по сравнению с полнокадровой фототехникой. Например, имеющийся у меня объектив 75-300 является аналогом объектива 150-600 в полнокадровых камерах. Если вы понимаете, о чем речь, то легко можете представить размер и вес этих объективов. Возьмем для примера объектив Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3:


Объектив Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 в работе

Вес этого «малыша» - 2860 грамм (!), размеры - 121 x 290 мм, минимальное расстояние фокусировки - 2.6 м., средняя цена - 95.000 рублей

А вот его аналог - объектив Olympus 75-300mm f/4.8-6.7:


Объектив Olympus 75-300mm f/4.8-6.7 в работе

Вес - 423 гр., размеры - 69 x 117 мм, минимальное расстояние фокусировки - 0,9 м., средняя цена - 30.000 рублей.

Для наглядности те же данные, но в таблице:

Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 Olympus 75-300mm f/4.8-6.7
Вес 2860 гр. 423 гр.
Размеры 121 x 290 мм 69 x 117 мм
Мин. расстояние фокусировки 2.6 м 0,9 м.

Так как я снимаю, главным образом, в поездка и путешествиях, часто в горах, в автономных походах и экспедициях, где вес каждого килограмма, который приходится нести на себе, очень критичен, нетрудно догадаться, какой объектив я предпочту. Тем более, что хороший зум еще ни в одной поездке не был лишним.

Про вес самой камеры OM-D E-M5 Mark II нужно говорить? Конечно! Без объектива, но с аккумулятором, он составляет 469 грамм! Вес штатного объектива Olympus ED 12-40mm f/2.8 Pro - 382 грамма. Общий вес камеры даже с хорошим зум-объективом - меньше килограмма! Любая зеркалка, даже любительская, будет весить в два раза больше. Я уже не говорю про топовые камеры от Canon и Nikon с зум-объективами, типа того, который я приводил в пример. 4.5 - 5 килограмм только для одной камеры в походе или горах - даже для меня, достаточно выносливого и привыкшего к сверхнагрузках, это слишком.

Что еще? Камера OM-D E-M5 Mark II имеет Wi-Fi-модуль, благодаря которому камерой можно управлять дистанционно, в том числе настройками и затвором камеры (прощайте дорогие пульты Д/У!), а также скидывать фотографии на смартфон по беспроводному соединению (это особенно актуально в поездках, когда хочется сразу выложить фоточку в соцсети, а качество камеры смартфона не очень устраивает). Но не только для селфи и соцсетей хороша эта функция - она применима и для профессиональных съемок. Например, для съемки диких животных - устанавливаете камеру на медвежьей тропе, а сами сидите в безопасном месте, наблюдая на экране смартфона все, что видит камера и при необходимости делая кадры. Кстати, звук затвора у камеры отключается!

В заключение хочется написать пару абзацев про беззеркальную систему камеры Olympus OM-D E-M5 Mark II. До недавнего времени считалось, что зеркальные камеры для профессионалов, а беззеркальные - «мыльницы» - удел любителей, причем, не сильно продвинутых. Еще год назад я и сам так считал. Однако, я все же слежу за прогрессом в области развития фототехники и еще до появления в моих руках камер Olympus знал, что все кардинальным образом изменилось. Olympus OM-D E-M5 Mark II просто подтвердила для меня этот факт на практике.

Главное отличие в конструкции: в зеркальной камере световой поток направляется на зеркало с пентапризмой, далее - в видоискатель, при спуске затвора направление меняется и поток попадает на светочувствительную матрицу. В беззеркальном варианте световой поток сразу попадает на матрицу. В первых вариантах беззеркальных камер были значительные проблемы как с самими матрицами, которые по умолчанию делались с худшими характеристиками, чем для зеркальных камер (это же для любителей!), с автофокусом и с процессором, который выводил изображение с матрицы на видоискатель с большой задержкой. Именно поэтому о них и сложилось мнение (безусловно, заслуженное на тот момент), как о камерах низшего сорта.

Однако, именно компания Olympus сделала технологический прорыв и в корне изменила ситуацию с беззеркальными камерами, каждое поколение которых становится все более крутым по всем тем характеристикам, которые считались плохими в беззеркалках. В новой камере Olympus OM-D E-M1 Mark II, например, премьера которой состоялась в декабре 2016 года, реализован лучший автофокус среди всех (!) камер на рынке в том числе зеркальных. Благодаря мощнейшему процессору она стала самой быстрой камерой на существующем рынке, записывая в режиме непрерывной съемки 60 (!) кадров в секунду в формате RAW. Olympus OM-D E-M5 Mark II была выпущена несколько раньше своей супер продвинутой сестры, поэтому ее характеристики несколько скромнее, однако, и она на равных может конкурировать в скорострельности и продвинутости автофокуса с топовыми зеркальными камерами!

При всем этом, камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II и OM-D E-M5 Mark II сохранили главное достоинство беззеркальных камер - малый вес и габариты. И потому уже сегодня можно смело утверждать: будущее именно за беззеркальными камерами! Не верите? Спросите у фирмы Kodak, которая в свое время не поверила в цифровую технику и продолжала ориентироваться на пленку. Прошло всего-то 10-15 лет и где сегодня пленка и фирма Kodak?

РЕЗЮМЕ:

Поработав с камерой Olympus OM-D E-M5 Mark II два месяца. Протестировав ее во всех режимах и условиях, могу смело рекомендовать эту камеру всем путешествующим фотографам-профессионалам и любителям, пейзажистам, альпинистам и экстремалам. На сегодняшний день этой камере трудно найти альтернативу в плане малого веса, миниатюрных габаритов (не только самой камеры, но и всей линейки оптики к ней), защищенности от грязи и влаги и при этом со столь мощными и продвинутыми возможностями практически по всем техническим характеристикам.

P.S. 16 февраля 2017 г. я уезжаю с Olympus OM-D E-M5 Mark II в экстремальный фототур по Якутии (Якутск - Ленские столбы - Оймякон - Магадан), где температура не бывает выше -25 градусов, а в некоторых местах достигает -70 градусов! Вот где будет настоящее испытание не только для меня, но и для камеры! Так что продолжение следует…


Последние советы раздела «Обзоры »:

Обзор экшен камеры Olympus Tough TG-Tracker
Обзор фитнес-браслета Xiaomi Mi Band
Обзор первого настоящего селфифона НТС Desire Eye
Обзор YotaPhone 2
Обзор смартфона Samsung Galaxy S5
Обзор монитора NEC MultiSync EA224WMi
Basis - часы, health- и fitness- гаджет в одном флаконе
Обзор пульсоксиметра Choicemmed
Обзор часов Suunto Core Blue Crush

12 mm, f2.8, ISO 3200


Я сегодня, как наверное и всегда, буду слегка многословен, но вы мне простите, как и я вам прощаю:)

Когда речь заходит о качестве картинки с камер Олимпус, всегда возникают живые дискуссии. С одной стороны, есть отличный и любимый многими цвет. И это не просто и не только накрутка красивых профилей в жпеге, как у фуджи например, а реально захваченная камерой цветовая информация (благодаря более плотным фильтрам Байера на сенсоре). И это позволяет в том числе более эффективно снимать под нестандартными источниками, получая плотный, однородный и естественный цвет там, где у других камер с более прозрачными фильтрами цвета плывут и затем уже не поддаются никакой обработке.
С другой стороны, есть ряд вытекающих объективных причин, по которым хорошее цветоразделение не позволяет получить такую же чистую картинку, как у других камер с худшим цветом. Плотные фильтры = мало света = много шумов. Это физика, и еще ни одному производителю не удалось ее обмануть. Хотя конечно некоторое технологическое развитие фотосенсоров есть.
Усидеть на двух стульях нельзя (по крайней мере в пределах micro 4/3), поэтому выбор вы всегда делаете сами. Либо иметь хороший цвет, но потерять стоп чувствительности, либо наслаждаться относительно гладкой картинкой на ИСО 3200 и выше, но постоянно задаваться вопросами цветопередачи.
Конечно все мы ждем от Olympus камеры на принципиально новом сенсоре. И я уверен, что рано или поздно она появится. А пока что компания использовала все ту же матрицу, хорошо знакомую нам по E-M5. Ничего страшного в этом нет. Тот же Кэнон или Фуджи эксплуатируют один и тот же техпроцесс годами. Все конечно ругаются, но надо понимать, это такая естественная вещь, невозможно каждый год выпускать камеру на новом сенсоре, потому что это разработка, производство, отладка. Точно так же вы ведь не покупаете каждый год новый автомобиль. Нужно накопить. Вот здесь тоже копятся знания, технологии, какие-то патентные дела решаются.
Тем более что нынешнаяя матрица у Олимпуса реально хорошая. А размер ячейки на ней уже не выглядит слишком мелким, особенно на фоне новинок того же Кэнона — 7D Mark II и 5Ds, где используется техпроцесс 4.1 нанометра (у Олимпуса — 3.7).

Что касается шумов — то о них нельзя говорить в отрыве от картинки. То есть шум он же не висит в воздухе как какая-то абстракция, он всегда складывается с полезной информацией, и чем больше этой полезной информации, тем менее значим шум. С Олимпуса я беру пусть даже камерный жпег и у меня там уже вменяемый скинтон красивый и без пятен, практически в любых условиях, например, под дешевой люминесцентной лампой, которая ставит на колени любой кэнон. Голубое небо, а не маджентистое, как с кэнона было. То есть нормальные ожидаемые цвета. И я делаю какие-то минимальные коррекции, но не выкручиваю все наизнанку, как раньше приходилось на других камерах. И конечно за счет этого у меня в итоговой картинке не так много шумов ну или столько же, сколько было на кэноне после «много фотошопа». А тогда какая разница, если мы говорим о творческом результате.

А с творческой стороны мне например нравится, что у Олимпуса на четырех последних камерах серии OM-D (да и на E-PL тоже) практически одинаковый цвет везде. Это значит, что не надо перестраивать процесс обработки.
Это как было с пленкой. Фотографы десятилетиями снимали на какие-то пленки, которые им нравились по цвету, зная, что всегда будет консистентный повторяемый результат. Потом пришла цифра, и начался разнобой и раздрай, один синит, другой краснит, третий кислотную зелень дает, и получается такая растерянность, когда есть равы, но в них нет ожидаемых цветов.
Поэтому я в принципе даже рад, что Олимпус не спешит в срочном порядке менять сенсор — мне нравится предсказуемость результата, к которому я привык. Это консерватизм, да, но своя рубашка ближе к телу.
Хотя в жпеге картинка у Олимпуса конечно поменялась качественно начиная с E-M1.

Пару тысяч слов о камерном жпеге

Начнем с того, что я, как и большинство профессионалов, воспринимаю его исключительно как превью, причем скорее превью на камере, нежели на компьютере.
Поэтому в моем понимании главная задача камжпега традиционно состоит не в том, чтобы дать финальную картинку в печать, а в том, чтобы решить некоторые вопросы превью в основном:

1. Адекватно показать попадание в резкость и возможный смаз
2. Точно отобразить границы кадра
3. Приблизительно показать количество шумов
4. Более-менее точно воспроизвести диапазон яркостей, зарегистрированный камерой
5. С помощью встроенных в камеру эффектов и настроек дать возможность уже во время съемки визуализировать кадр с учетом будущей обработки.
6. Предоставить материал для быстрой отправки без участия компьютера в соцсети, новостные агентства и прочие инстаграмы.

Итак, давайте посмотрим, как с этими задачами справляется JPEG современных камер Olympus (на примере E-M5 Mark II).

1. Вообще очень резкий на пиксельном уровне JPEG сегодня трудно найти. Кроме того, камеры обычно показывают на экране не пиксельную, а интерполированную (сглаженную) картинку.
Olympus в этом плане занимает золотую середину. Для большинства практических нужд резкости камерного жпега хватает за глаза.


На фото — Елена Багрова malin — 25 mm, f1.8, iso 500, камерный JPEG, полноразмер по клику

Причем резкость и фактурность хотя и падает с повышением ISO (оно и понятно, работает шумодав, это у всех так), однако алгоритмы вполне вменяемые, и нужные детали не теряются, картинка выглядит очень неплохо.


На фото — Елена Багрова malin 19 mm, f2.8, iso 1250, камерный JPEG, полноразмер по клику

Честно сказать, поначалу было желание посетовать на излишнее шумоподавление, однако после просмотра многих десятков фотографий я остановился на том, что Olympus сделали всё правильно, и для камерного жпега всё как надо. Все остальное без труда добывается из RAW (и, вместе с тем, потребует и дополнительной обработки, конечно).

2. В технике Olympus (да и у других камер формата m43) имеется встроенная коррекция дисторсии оптики. Сделана она потому что при разработке линз на микру больше внимания уделяют компактности и резкости в целом, чем искажениям. То есть все ширики с какой-то «бочкой». Но как по мне — это скорее плюс, я потом сам решаю, выпрямлять мне картинку или нет (а прямая геометрия — это не всегда хорошо, нарушаются пропорции в углах кадра).
У Olympus и конкретно в E-M5 Mark II дисторсия правится автоматически внутри камеры, и отключить это нельзя. В RAW конечно попадает картинка без коррекции. Но в жпеге и при визировании всё выпрямлено. И фиг бы с ним. Но из-за этого нельзя абсолютно точно судить о кадрировании на широкоугольной оптике.
Вот, например, фото, которое вы уже видели ранее. Таким получается камерный жпег:


12 mm, f2.8, iso 200, камерный JPEG, полноразмер (40 мгпкс) по клику

Если сконвертировать RAW в том же RPP, то получим картинку с небольшими (я бы сказал, едва заметными!) бочкообразными искажениями, но имеющую более широкий угол зрения (рамкой обозначены примерные границы выпрямленного камерного жпега):

Хотя в принципе здесь ситуация скорее со знаком плюс — снимаешь вплотную, а потом оказывается в раве какой-то небольшой запас, так сказать «вылеты» с расчетом на кроп или выравнивание горизонта. Но все равно я бы предпочел иметь в камере настройку вкл-выкл. Бывают такие ситуации, особенно в пейзаже, когда нужно принять решение, накручивать другой объектив или нет, если сюжет почти влезает в кадр. И вот тогда точный угол зрения без правки дисторсии на экране был бы очень полезен.

3. Шумодав почти во всех камерах на m43 (и не только на микре) довольно заметный в JPEG. И Olympus здесь не исключение. Даже если в настройках выставить шумоподавление в ноль, все равно оно тихо работает у вас за спиной (хотя в большинстве случаев довольно деликатно). В пункте первом я написал, что считаю такое шумоподавление в общем-то разумным для внутрикамерной обработки. И для прямого использования камжпега в не супер критичных к качеству ситуациях оно, возможно, и к лучшему.
Но все равно я недолюбливаю все эти шумодавы, потому что с детства шумов не боюсь, но настороженно отношусь к убитым деталям. А шумы я все равно потом неизбежно увижу в раве.
На ISO 200-3200 потеря деталей практически не заметна, но если забраться повыше ISO 3200, то иногда даже на небольшом превью виден специфический мусор после работы системы шумоподавления.


7.5 mm, f3.5, iso 8000, камерный JPEG

Может быть лучше бы это был просто равномерный шум? Как например в этом варианте конвертации с помощью RPP?


7.5 mm, f3.5, iso 8000, конвертация в RPP, без дополнительной обработки

Хотя надо учитывать, что даже для большинства полнокадровых сенсоров ISO 8000 — это уже запредельно много. Так что для камеры формата m4/3 это очень даже неплохой результат, как мне кажется.

Что касается информационной ценности картинки именно на стадии съемки... Конечно когда «не первый год замужем» за одним и тем же сенсором, то знаешь уже всю подноготную своей камеры, где и как она шумит, и куда лучше не залазить. Но, опять же, хотелось бы иметь полностью отключаемый в камере шумодав. В конце концов, на том же айфоне сейчас никто не боится, что в сумерках картинка с него очень даже шумная. И это при том, что никакого рава там нет и в помине, только жпег - и крутись как хочешь. Но как-то приспосабливаются, выдают за спецэффект. Почему нет. Пленочное зерно часто использовалось как творческий инструмент.

4. Когда речь заходит о правильной экспозиции, камерный жпег — это всегда датчик низкой точности, для любой камеры. Там и свой контраст, и вылеты по цвету могут быть, и уже примененный баланс белого — все это дает довольно условную картину экспозиции. Хотя мне показалось, что гистограмма в новой камере стала несколько более предсказуемо показывать, что я потом увижу в раве. Но все равно лучше настроить UniWB (почитать можно ). После этого вы в критической ситуации просто включаете этот пользовательский пресет ББ, и видите точную экспозицию рава прямо на экранчике. Но картинка в жпеге будет зеленая, единственный минус. Хотя потом для инстаграма например всегда можно прямо в камере сконвертировать (есть у Олимпуса такая функция, благодаря которой, кстати, вам не обязательно постоянно снимать в RAW+JPEG, чтобы иметь жпег для быстрого выкладывания в соцсети — его можно создать по необходимости с нужными настройками, включая и ББ).
Традиционно экспозиция в RAW на Olympus оказывается примерно на ступень ниже, чем то, что мы видим в жпеге. Естественно, я имею в виду честные RAW-конвертеры, типа RPP, которые показывают настоящие RAW-данные без автоматических поправок, как у Lightroom/ACR например. Поэтому там мы увидим более темное изображение.


На фото — Елена Багрова malin 25 mm, f1.8, iso 2500, полноразмерная конвертация в RPP по клику

На этот случай в камере есть настройка, позволяющая ввести постоянную поправку экспозиции (Exposure Shift в разделе Utility). Жпеги при этом, конечно, будут выглядеть переэкспонированными, но RAW, открытый "правильным" конвертером, будет экспонирован нормально.

5. Художественные эффекты (или арт-фильтры), как ни назови — это всякие украшательства типа эффекта софт-фокуса, акварели, тонирования, мультяшной картинки, контрастного ЧБ.
Нужны они любителю? На мой взгляд, сегодня уже не нужны. Все эти эффекты в более удобном и разнообразном виде есть в любом смартфоне, куча приложений сейчас платных и бесплатных. Как для фото, так и для видео. Но традиционно это есть во всех камерах, даже в некоторых зеркалках. Может быть когда-то оно отомрет как атавизм, уступив место более полноценной обработке на смартфоне.

Нужны ли такие эффекты более продвинутому фотографу, осознающему, что он делает и зачем?
А вот тут вопрос сложнее. Я например обожаю снимать портреты в режиме контрастного ЧБ. Так намного лучше видно ритмику кадра сразу во время съемки. И Olympus мне дает эту возможность (арт-фильтр Grainy Film):


На фото — Елена Багрова malin 35 mm, f2.8, iso 1600, камерный JPEG, полноразмер по клику

Причем, включив этот режим, я снимаю совсем по-другому, иначе строю кадр, делаю иные акценты, чем если бы я визировал цветную картинку. За собой это я заметил очень давно, еще со времен, когда на Кэноне появился Picture Style, а соответственно и возможность включить черно-белый жпег.

Или тонирование. Есть такой арт-фильтр Vintage, хотя многие скажут, что это попсовый инстаграм, но мне в нем тоже нравится снимать.


На фото — Елена Багрова malin 25 mm, f1.8, iso 640, камерный JPEG, полноразмер по клику

Во время съемки меня эта картинка больше воодушевляет, чем «нейтральный» стиль без эффектов. Ну а как уж потом я буду обрабатывать RAW — вполне может быть, что позаимствую понравившееся настроение камерного пресета, но уже в более деликатной и продуманной манере:


На фото — Елена Багрова malin 25 mm, f1.8, iso 640, без эффектов + легкая обработка в Photoshop, полноразмер по клику

Может быть настоящему художнику такие костыли и не нужны, не знаю, раньше ведь как-то снимали на пленку, вообще не видя результата. Но и учиться было труднее. Хотя у нынешнего айфона фото-возможности на порядок выше, чем у какой-нибудь “Смены”, а классных фотографов в общем-то не стало на порядок больше. Но это я залезаю уже в философию.
В общем, я рад, что в камере есть по крайней мере хорошо настраиваемое ЧБ и эффект сплит-тонирования, мне так лучше снимается:)

Заслуживает отдельного упоминания одна из новых функций камерной обработки — Keystone Compensation .
Эта софтварная фишка позволяет в реальном времени непосредственно на экране камеры корректировать перспективные искажения (например, «завалы» вертикалей при съемке с нижней точки). Хотя лучше всего делать это вдумчиво и аккуратно в редакторе, однако такая опция может быть полезна, чтобы спланировать кадрирование сюжета с учетом будущей коррекции.

Аналогичная опция доступна и в фирменном конвертере Olympus Viewer 3.

Кстати, перспективные искажения вредят не только архитектурной фотографии, но и портретам.
Вот например студийное фото без коррекции:


На фото — Елена Багрова malin 40 , полноразмер по клику

А так - с правкой завала средствами Olympus (в данном случае я корректировал уже готовое фото).


На фото — Елена Багрова malin 40 mm, f2.8, iso 200, камерный JPEG , полноразмер по клику

Заметно, что в исправленном варианте пропорции головы выглядят более естественно. Ну это вы и без меня знаете.
В общем, функция будет полезна тем, кто обходит стороной фотошоп, ну и для удобства кадрирования при съемке - под последующую правку.

6. Итак, может ли E-M5 Mark II выдать в жпеге картинку, пригодную для использования не только в качестве превью?

И соответственно, можно ли положиться на фирменный конвертер, который абсолютно идентичен камжпегу по качеству картинки?

Примерно в 95% случаев — да.
В камере хороший цвет по умолчанию, отличная детализация, шумодав, как раз подходящий для картинок в интернет.

Но есть вот и эти 5% случаев, когда камерная конвертация не срабатывает как нужно. Впрочем, это условия, в которых и большинство RAW-конвертеров выдает некорректный результат.
Речь о кадрах с вылетами отдельных каналов. Из конкретных примеров могу привести концертную съемку. Там цветное освещение с высоким контрастом, на грани засветок, и камерные алгоритмы управления цветом не могут корректно отработать эту ситуацию. Что мешает — трудно сказать. Задача тут действительно нелегкая (вспомните мои давние на примере кадра с )


12 mm, f2.8, ISO 3200, камерный JPEG, полноразмер по клику

Как это должно выглядеть на самом деле (конвертация RAW в RPP).


12 mm, f2.8, ISO 3200, конвертация в RPP, полноразмер по клику

В обоих вариантах баланс белого установлен As Shot, однако камерная конвертация выглядит розовой, хотя прожекторы были красно-оранжевыми.
Поскольку я таких фокусов за свою жизнь насмотрелся немало, и уже давно перешел на RPP, который эту ситуацию отрабатывает корректно и по цвету, и по градациям, то меня это не сильно беспокоит. Разве что в видео эта штука может проявиться.
Поскольку я не ориентируюсь на JPEG как конечный результат и всегда проявляю RAW, причем делаю это в конвертере, способном нормально обработать подобные кадры, то эти недостатки JPEG меня мало волнуют. Главное, чтобы камера в RAW захватывала корректно.

Работа камеры на разных ISO

В принципе я мог бы вообще не делать эту часть обзора, поскольку картина в целом уже ясна (и она аналогична всей линейке камер OM-D, за тем лишь исключением, что камерный жпег стал лучше в E-M5 Mark II, как и в E-M1, обзор которой можно посмотреть ).
К тому же, в нынешнем обзоре вы уже имели возможность посмотреть кадры, сделанные при разных, в т.ч. и достаточно высоких значениях чувствительности.

И все-таки давайте на всякий случай посмотрим на тестовую сцену:

И вариант с конвертацией в RPP (цвет может быть неточным, официально поддержка E-M5 Mk II в RPP на момент написания обзора отсутствует, подобраны параметры конвертации, дающие цвет, наиболее близкий к камерному жпегу):

Представленная картина мне хорошо знакома, она практически не меняется с 2012 года — матрица ведь та же самая. А вот трактовать результат можно по-разному.
Кто-то посмотрит на тестовую сцену и скажет: “Мда, ISO 3200 шумновато, на моем фуллфрейме там вообще нет шумов”. Кто-то взглянет на реальные кадры: “Ну а что, вот тут ISO 8000, а для интернета вполне смотрибельно!”.

Мое мнение здесь такое.
Во-первых, конечно шумов немного больше, чем у полнокадровых аналогов. Но кое-что мне у Олимпуса нравится больше.
Во-первых, нет никакого бандинга, даже на очень высоких ISO. Я приводил пример в прошлом единички, сравнивал кадры с Canon 5D Mk II, и зеркалка даже проигрывала в этом плане.
Во-вторых, с повышением ISO не портится цвет. Не искажаются оттенки. Не появляется тот характерный малиновый тон в тенях. Если на кэноне я раньше практически всегда мог сходу отличить кадры с очень высокими ISO еще по превьюшкам, то с Олимпуса во всем диапазоне картинка примерно одинаковая, без падения контраста и без посторонних оттенков.
Шумы при этом довольно равномерные, они особо не раздражают, и с ними несложно бороться. Да и тянется картинка неплохо.
В целом я бы сказал, что до ISO 3200 можно снимать довольно свободно. На ISO 6400, что в камерной конвертации, что после RPP, уже начинают пропадать значимые детали. Например, становится нечитаемым текст на этикетке бутылки, исчезает волосок над замком, теряется фактура яблока.

Что касается динамического диапазона, то он в принципе сравним с кропнутыми зеркалками. Конечно никаких чудес здесь нет и быть не может, но вам понадобятся очень жесткие условия, чтобы тени завалились, а света вылетели. По опыту — количество брака, связанного с засветками, зависит скорее не от камеры, а от умения правильно экспонировать кадр и эффективно использовать возможности сенсора.
Не даром еще Ансель наш Адамс посвятил экспозиции не одну сотню страниц в своих книгах. Хотя снимал он на весьма «широкий» черно-белый негатив.

В качестве примеров работы сенсора, аналогичного тому, что в новой пятерке, вы также можете посмотреть все мои фотографии за последние полтора-два года (по тегу «»). И попробовать в этом разнообразии сюжетов отыскать что-то с вопиющими засветками, которые портили бы фото.

Еще немного о high resolution mode

В принципе вся главная информация об этом режиме уже есть в обзора.
Но, чтобы два раза не вставать, давайте посмотрим на предыдущую сцену, которую я также снял и в высоком разрешении на основных ISO, доступных в этом режиме (200-1600).
Мишень ColorChecker 24 намеренно размещена не в фокусе.


- -
-

В начале 2012 года Olympus представил первую камеру семейства OM-D - системные камеры стилизованные под пленочную серию OM. Этой камерой была Olympus OM-D E-M5 которая, как показало время, стала одной из самых популярных системных камер. На фотохостинге Flikr, среди всех системных камер, Olympus OM-D E-M5 уже два года подряд удерживает первое место по популярности. Отличная матрица, великолепный стабилизатор изображения, лучший(на тот момент) электронный видоискатель и компактный размер сделали ее популярной как у фотографов любителей, так и у профессионалов, которые изначально брали ее как вторую камеру.
Затем серия OM-D пополнилась флагманской камерой EM-1 и более простой E-M10. И вот, в начале 2015 года представлена замена пятерки - Olympus OM-D E-M5 mark II.

Спецификация

Общие параметры
Материал корпуса - магниевый сплав
Общее число пикселей матрицы - 16.3 млн
Число эффективных пикселей - 16.1 млн
Физический размер - 17.3 x 13.0 мм
Минимальная чувствительность (ISO) - 100
Максимальная чувствительность (ISO) - 25600
Скорость съемки - 10 кадр./сек

Объектив
Фокусное расстояние - 12 - 50 мм
Фокусное расстояние (35 мм эквивалент) - 24 - 100 мм
Максимальное диафрагменное число - f/3.5-5.6
Диаметр резъбы для светофильтра - 58 мм

Видоискатель и ЖК-экран
Видоискатель - электронный
Число пикселов видоискателя - 2360000
Диагональ ЖК- экрана - 3"
Тип ЖК- экрана - поворотный, сенсорный
Число пикселов ЖК- экрана - 1040000

Экспозиция
Выдержка, мин - 1/16000c
Выдержка, макс - 60с

Запись видео и звука
Формат записи видео - AVI, MOV
Максимальное разрешение роликов - 1920x1080
Максимальная частота кадров видеоролика - 60 кадров/с
Максимальная частота кадров при съемке HD-видео - 60 кадров/с
Максимальная частота кадров при съемке Full HD-видео - 60 кадров/с

Габариты, вес
Ширина, без объектива - 124 мм
Высота, без объектива - 85 мм
Глубина, без объектива - 38 мм
Вес камеры (только корпус) - 496 г
С полными характеристиками можно ознакомиться на официальном сайте .

Упаковка и комплектация

Камера поставляется в большой черной коробке.
Вот так это должно выглядеть:

Но мне пришел тестовый экземпляр, в котором нет ни родной коробки, ни части комплектации.
В моем случае с камерой пришел объектив Olympus m.ZD 12-50/3.5-6.3, комплектная вспышка, зарядное устройство и ремешок, так же в коробочном варианте вы еще найдете usb кабель, диск с ПО, чехол для вспышки и документацию с гарантийным талоном.

Кстати, есть несколько вариантов комплектации: body (без объектива), с объективом 12-50(тот вариант что у меня на тесте), с обновленным объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 14‑150mm 1:4.0‑5.6 II, с объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake, ну и с ПРО объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO.

Внешний вид и управление

Корпус из магниевого сплава, ретро дизайн, защита от пыли, брызг и морозов. Внешне камера похожа на своего предшественника, но вот если посмотреть по ближе, то можно заметить много мелких, но очень важных изменений.

Передняя часть корпуса получила немного измененный дизайн хвата, дополнительную функциональную кнопку и синхроконтакт.

Лампа подсветки автофокуса переместилась ближе к краю, что положительно сказалось на использовании камеры с большими объективами.
Еще можно обратить внимание, что "горб пентапризмы" уменьшился в размерах. Связанно это с отказом от аксессуарного порта.


Тыльная сторона изменилась сильнее. Первое что бросается в глаза - экран. Теперь он не просто откидной, а поворотный. Подобную конструкцию Olympus использовал в некоторых своих зеркалках, а в серии PEN и OM-D она применяется впервые.

Диагональ экрана 3 дюйма, разрешение 1МП. Экран сенсорный, но нажатие в перчатках не воспринимает. Но после изменения размеров и формы кнопок это не столь критично. Кнопки стали крупнее, ход меньше, но нажатие фиксируется более четко. Изменилось и расположение кнопок. Так же появился рычажок переключения системы 2х2. Она позволяет менять функционал колес управления. Например, в режиме приоритета диафрагмы в положении 1 одно колесо отвечают за изменение диафрагмы, а другое за экспокоррекцию. Переключение в режим 2 позволяет одним колесом менять параметры ИСО, а вторым баланс белого. Естественно функционал можно поменять в настройках.
В целом у камеры 6(Fn1-4, кнопка на передней части и кнопка записи видео) функциональных клавиш, которые можно настроить так, как вам надо. А если сюда добавить 2 колеса и режим 2х2, и еще на некоторых объективах есть дополнительная настраиваемая кнопка... В общем, управление камерой можно настроить как угодно.

Видоискатель так же изменился в сравнении с прошлой моделью. Он стал больше. Он очень большой. По размерам превосходит некоторые полнокадровые модели. Увеличилось и разрешение видоискателя - 2,36МП. Это лучшее что есть в данный момент на рынке. Увеличение видоискателя 1.48x (для сравнения в новом Canon 7D II - 1х).
Работает видоискатель выше всяких похвал. Ни каких лагов нет и в помине. Многие считают что оптический видоискатель лучше электронного, и это было так до недавнего времени. Последние электронные видоискатели по многим параметрам лучше оптических. Точно такой видоискатель используется во флагманской камере - Olympus E-M1.

Вид сверху так же значительно изменился. Стериомикрофоны немного изменили положение, добавились кнопки, поменялись формы управляющих колес и сюда же переехал рычажок включения/выключения камеры.

Колесо выбора режимов изменило стилистику, добавились режимы и появился фиксатор диска. Фиксатор диска - кнопочка в центре колеса. Когда она нажата диск заблокирован, что не даст случайно сдвинуть колесо и изменить режим съемки. У меня подобная ситуация была довольно частой, так что подобный фиксатор не лишен смысла. Рядом с этим же колесом теперь находится и рычажок включения камеры. Стало менее удобно, как мне кажется, но от случайных выключений камера защищена теперь лучше.

Справа от «пентапризмы» у нас теперь есть 4 функциональных клавиши вместо двух. Причем кнопки различаются по форме, что позволяет на ощупь найти необходимую кнопку.
Самое приятное - поменялась форма колес управления. Насечка на колесах стала ромбовидной и очень приятной, щелчки при прокрутки настолько приятные, что в совокупности с их новой формой, ощущаешь желание покрутить их просто так. В переднем колесе находится кнопка спуска затвора.

Снизу изменения минимальны - штативное гнездо теперь находится ровно по центру, контактная площадка для батарейной ручки так же изменилась, что сделало не возможным использование старой(на самом деле не совсем - вторая часть ручки, для потретной ориентации, осталась прежней, изменилась только часть с дополнительным хватом, так же в эту часть добавили разъем для наушников).

Место под батарею, как и сама батарея, не изменились.

На правой боковой грани только слот под карты памяти, на левой за резиновой заглушкой порт USB, miniHDMI и разъем для микрофона.

Функционал

Меню
Меню не претерпело каких-либо серьезных изменений, добавились пункты отвечающие за новые возможности, но логика меню осталась прежней. Тем, кто считает меню запутанным и неудобным, могу посоветовать включить SCP - на экране отображаются все необходимые настройки, которые можно менять стрелками навигации, колесами управления(одно позволяет переключаться между параметрами, другое выбирать значение параметра), а еще можно использовать сенсорный экран.
Основные пункты меню:

SCP выглядит так:

Артфильтры и режимы
Список артфильтров и режимов довольно обширный. В дополнение появился и режим Фото истории.
И если к различным автоматическим режимам и артфильтрам я отношусь довольно скептически, то режим фотоисторий мне понравился.
Можно и среди артфильтров подобрать довольно интересные, главное больше экспериментировать.

High Resolution
Все фотографии в данном пункте и далее сняты в JPEG без какой либо последующей обработки(за исключением кропа, там где это указанно).
Матрица в новом Е-М5 обладает все теми же 16 МП, но благодаря новому улучшенному стабилизатору появилась возможность делать снимки с большим разрешением.
Сделать 4-5 кадров и сложить их в фотошопе - что может быть проще? Однако не все так просто, подобная операция не даст прироста в детализации, максимум чего можно добиться - это уменьшение шума на фотографии. Кстати, некоторые камеры обладают подобным функционалом уже довольно давно. А вот для повышение детализации надо действовать немного по другому - необходимо смещать матрицу, причем на очень маленькое расстояние.

5-осевая система стабилизации Olympus с механизмом VCM (Voice Coil Motor) может перемещать матрицу в любом направлении очень быстро и с фантастической точностью. Скорость перемещения значительно меньше выдержки, а расстояние перемещение меньше ячейки сенсора.
В режиме High Resolution аппарат делает восемь последовательных снимков со сдвигом сенсора и в результате мы получаем снимок в формате JPEG размером 40 МП, в RAW - 64 МП. Что все равно меньше возможных 16 х 8 = 128 МП. По словам представителей компании это сделано потому, что дальнейшее увеличение сверх 64 МП не дает ни какой видимой прибавки детализации.
Происходит что-то подобное:

Есть у режима и свои ограничения.
Выдержка - от 8 до 1/8000 секунды. ISO - не выше 1600. Диафрагма до f8.0 (ограничение по дифракции). Нельзя применять арт-фильтры. И, конечно же, съемка ведется со штатива, а значит и объект съемки должен быть неподвижным. Малейшее движение и объект получится размытым.
Ниже пара примеров, на одном из них можно увидеть что произойдет с двигающимися людьми в кадре.
100% кроп 16МП:

100% кроп 40МП:

100% кроп 16МП:

100% кроп 40МП:

100% кроп 40МП:

По заявлению инженеров компании в будущем они надеются сделать возможным подобную съемку возможной с рук, без использования штатива.
Понятно, что у этой технологии есть множество ограничений, но возможность подобной съемки идет бонусом, а это несомненный плюс.
Все примеры фотографий в полном разрешении можно посмотреть в соответствующем

Тест ИСО

Небольшая тестовая сцена, конвертация из RAW с помощью RPP(без подавления шумов)



Тоже самое, только JPEG, настройка внутрикамерного шумодава - стандартно.




Выводы:
- нет бандинга, даже на высоких ISO(у многих ФФ в этом плане все гораздо хуже);
- с повышением ISO не портится цвет, не искажаются оттенки, нет падения контраста и нет посторонних оттенков. Многие камеры грешат малиновым оттенком на высоких ИСО;
- шум равномерный и с ним довольно легко справиться;

Каждый сам решает какой уровень шумов для него предельный. Для меня съемка до ИСО 3200 не вызывает какого-либо отторжения, 6400 - надо немного пройтись шумодавом.

Keystone Compensation

Данная функция создана для тех, кто хочет корректировать перспективные искажения непосредственно перед съемкой. Например, можно исправить «завалы» вертикалей при съемке с нижней точки. Функция очень удобная для тех, кто не хочет потом сидеть и в редакторе исправлять искажения. Съемка только в JPEG.

Live Composite
Все тот же Е-М5 первым получил возможности Live BULB и Live Time - при съемке на длинных выдержках (ночной город, звездное небо, световая кисть) можно контролировать получаемый результат на экране камеры и закончить экспозицию в нужный момент, а не делать кучу кадров подбирая необходимое время экспонирования. Live Composite является развитием данного функционала.
Предположим вы снимаете звездное небо и хотите получить треки звезд, для этого вы делаете множество кадров подряд, а затем их складываете в редакторе (стекинг) по определенному алгоритму. Вы не можете просто поставить выдержку в 2-3 часа, так как кадр окажется переэкспонированным.

Суть Live Composite в том, чтобы заставить камеру прибавлять экспозицию в определенной точке кадра, а остальные части кадра оставить неизменными. То есть мы получаем аналог стекинга по яркости прямо в камере в режиме реального времени.
В сравнении с обычной интервальной съемкой и последующим стекингом в редакторе можно выделить несколько преимуществ:
- результат в реальном времени, контролируем экспозицию по экрану и останавливаем тогда, когда нам это надо;
- результат - всего один файл, причем это не просто какой-то фильтр, который выдает только JPEG, а можно снимать в RAW.
Режим очень удобен для съемки фейерверков, треков звезд или автомобилей в ночном городе, а так же для любителей световой кисти.
К сожалению, за время пока камера у меня была на тесте не было ни одной без лунной и без облачной ночи, да и с фейверками не сложилось, так что полноценно испытать данную функцию я не смог.

Вспышка
Встроенной вспышки у камеры нет, но в комплекте идет небольшая внешняя. Причем, в отличии от прошлых версий комплектной вспышки, новая FL‑LM3 получила больше возможностей.
Теперь голова вертится во всех плоскостях, примерно как у больших внешних вспышек. И это огромный плюс.

На примере ниже последовательно: вспышка "в лоб", в потолок, назад и вверх.

Комментарии излишни. Естественно данная вспышка поддерживает все доступные режимы, и может управлять удаленными вспышками по оптическому каналу.
Из минусов - FL‑LM3 совместима только с новым Е-М5 II, у нее нет своих источников питания, и питание подается через дополнительный контакт в башмаке, которого нет в более старых моделях камер.

HDR
Камера умеет сама сшивать HDR изображения, причем съемка ведется с рук, не надо ни каких штативов и прочего. На склейке не заметны ни какие артефакты, доступна 2 варианта HDR. Так же через этот режим можно сделать простой брекетинг экспозиции, и затем объединить полученные снимки уже на компьютере.
Одиночный кадр и HDR:

Wi-Fi
Удаленное правление камерой очень удобная функция, и если раньше для этого приобретались специальные пульты управления, то теперь достаточно поставить программку на свой смартфон, включить Wi-Fi в камере и делать все что угодно:
- полное управление настройками камеры, съемка в автоматических и ручных режимах;
- интервальная съемка;
- скачивать фотографии на смартфон;
- редактирование фотографий.
Подключение очень простое - запускаете приложение, сканируете QR код с экрана камеры и все, можно управлять настройками, снимать, импортировать фотографии и т.д.


Фокус-пикинг
Фокус-пикинг - функция подсветки зоны резкости при ручной фокусировке. Очень удобная функция при использовании неавтофокусных объективов. Причем, в отличии от Е-М1 и прочих камер Олимпуса, фокус-пикинг работает и для видеосъемки.

Для пикинга доступны следующие настройки:

Выбор цвета контуров (белый, черный, красный, желтый)
- чувствительность (низкая, средняя, высокая)
- затемнение изображения (при этом в режиме пикинга сама картинка затемняется, чтобы контуры было лучше видно)

Выглядит примерно так:

Видеосъемка и стабилизация
Е-М5 была первой камерой в которой начали применять пяти осевой стабилизатор изображения.
Естественно 5 осей это больше маркетинговые оси:


Но стабилизатор, тем не менее, потрясающе эффективный, а в новом E-M5 II он еще немного улучшен. Благодаря чему стало возможно использовать его на полную при видеосъемке.

Вот что бывает, если снимать на ходу без стабилизации:

А если включить стабилизатор, то картинка заметно преображается:

Наличие дополнительной ручки улучшило бы хват, и позволило более удобно держать камеру, что придало бы еще больше плавности картинки.

Возможности видеосъемки это то, что действительно очень сильно улучшили в камере. 4к она не пишет, но так ли сильно необходимо 4к?
Максимальный битрейт достигает 77 Мбит/c - вариант сжатия ALL-I, при этом количество кадров в секунду может быть: 24, 25 или 30.
При качестве Super Fine битрейт более 50 мегабит, на выбор 24, 25, 30, 50 или 60 fps.
Замедленные и ускоренные режимы съемки можно выбрать как сразу в камере, так и сделать в процессе обработки в редакторе.
Естественно возможен вывод чистой картинки по HDMI в формате YCC 4:2:2.

Тут не использовались ни штативы, ни стедикамы, съемка велась исключительно с рук.

Широкие возможности видеосъемки ранее всегда были только у Panasonic(в системе м4/3),теперь и у Олимпуса есть чем ответить. А если сюда добавить потрясающий стаб олимпуса, который теперь на полную силу работает в видеорежиме(в том числе и для мануальных объективов), то получится очень привлекательная камера для съемки видео.

Автономная работа
Батарея в камере используется точно такая же как и в первом Е-М5, а вот время работы увеличилось.
По тестам CIPA - 360 кадров. Но при включенной функции "Быстрый сон" можно легко отснять порядка 700-800 снимков.
Из всех режимов, как мне показалось, самый прожорливый - Wi-Fi. Использование Wi-Fi для управления и скачивания может хорошо разрядить аккумулятор камеры.
Если не злоупотреблять просмотром отснятого материала, отключить сенсорный экран, то на одной батарее можно отснять до 1000 фотографий.

Защищенность
Пыле-, влагозащищенная и морозостойкая - именно так производитель ее позиционирует. Но официальных данных о соответствии стандарту IPxx я найти не смог. Однако, я не первый год владею защищенными камерами Olympus, и знаю что влагозащита у камер на высоком уровне, естественно объектив надо использовать так же защищенный.
Морозов у нас уже нет, так что морозостойкость я проверить не смог. А вот проверить влагозащищенность я смог.
Для этого мне понадобилась модель, камера и небольшая аквазона в одной из студий города.


После водных процедур протер камеру от капель воды и продолжил съемку как ни в чем не бывало.

Программное обеспечение

Olympus предлагает использовать следующие программы:
Olympus Capture (система управления камерой с компьютера)
Есть версия как для Windows, так и для Mac.

Для RAW файлов можно применить любые эффекты, арт-фильтры и функции(Keystone Compensation например).

Olympus Share
Приложение для мобильных устройств(iOS, Android).
Позволяет управлять камерой по Wi-Fi, импортировать фотографии и применять артфильтры.

Выводы

На первый взгляд, у Олимпуса получилась отличная эволюционная модель. В камере нет ни каких революционных изменений, даже режим HighRes это побочный эффект хорошо улучшенного стабилизатора изображения. В сравнении с первым Е-М5 есть очень много мелких, но важных изменений. С камерой стало гораздо удобнее работать, улучшилась отзывчивость и время автономной работы. И пусть итоговая картинка не сильно отличается от той, что выдает первый Е-М5, но вот получить эту картинку стало заметно легче.

Новый затвор звучит очень приятно, фотографы меня поймут. Плюс есть возможность использовать полностью электронный затвор, в результате доступна выдержка 1/16000 секунды! Очень полезно для использования светосильных фиксов ярким солнечным днем.

Очень сильным ходом можно считать значительно возросшее качество видеосъемки в совокупности с возможностями матричного стабилизатора. По эффективности он сравним с использованием стедикама, а по удобству значительно лучше стедикама. По качеству это один из лучших вариантов среди беззеркалок до 1100 $, да и среди зеркалок что-то лучше еще надо поискать. Panasonic GH4, конечно, лучше, но и стоимость там совсем другая.

Olympus E-M5 Mark II не является флагманской камерой, формально флагманом остался Е-М1, хотя в чем-то Е-М5 II его и превосходит. Ну а скачек курса доллара привел к неприятной ситуации - Е-М5 II стоит дороже Е-М1. Цена, это один из главных, если не единственный, минусов камеры. Хотя, на фоне новых камер других производителей, которые поступают в продажу с учетом нового курса, все не так и страшно выглядит.

Есть у камеры и спорные решения.
Поворотный механизм экрана вызвал большие споры, кто-то рад что он вернулся, кому-то больше нравится откидной, как был в первом Е-М5. К единому мнению тут не придти, у каждого свои вкусы.
Режим видеосъемки так же нельзя назвать безупречным. В первую очередь с точки зрения управления - нельзя изменить параметры экспозиции простым прокручиванием колес управления. Сначала надо с помощью сенсорного экрана выбрать параметр, который необходимо изменить, и только потом он будет меняться, а это лишние колебания камеры.

В 2013. Я вижу, что от года к году эти аппараты значительно эволюционируют, поэтому я с удовольствием принял приглашение поехать в Прагу для того, чтобы протестировать новый Olympus OM-D E-M5 Mark II.

У этого фотоаппарата есть два основных отличия от конкурентов: уникальная пятиосевая система стабилизации, которая позволяет снимать с рук в темноте на длинных выдержках резкие карточки, и возможность делать кадры по 40 мегапикселей, не смотря на то, что матрица всего 16 мегапикселей. Как? Ответ под катом...

Вообще, я сразу признаюсь, что я не мастак писать обзоры про камеры. В Праге я был вместе с известным журналистом Дмитрием Крупским, который как раз на них специализируется, так что, если вы хотите прочитать детальный и легко написанный подробнейший отчет о камере, то вам сюда .

Я же больше расскажу об эмоциях, которые вызвал у меня этот аппарат, но, сразу хочу оговориться, что я сравнивал его с моим Никоном D4, так что может это и не очень честно, так как они находятся совершенно в разных весовых и ценовых категориях.

1. Эргономика

После огромного Никона этот, конечно, ничего не весит. Если прицепить к нему большую линзу, то баланс камеры нарушается, но, из-за общего маленького веса, это не мешает.

Очень удобен экарнчик, который можно развернуть и отодвинуть. Можно запросто делать интересные снимки с низкой точки съемки или подняв фотоаппарат над головой.

Кнопки управления достаточно понятны и удобно расположены. Фотоаппарат шибко умный и можно каждую кнопку, коих достаточно, запрограммировать под себя.

Из неудобств: мне было не очень удобно включать/выключать фотоаппарат (кнопка находится слева и чтобы его включить, нужна вторая рука). Еще у меня иногда сбивались настройки, так как во время носки его на плече, я задевал колесики настроек, которые крутятся слишком легко, и сбивал их.

В остальном вопросов не возникло. Я довольно быстро привык к управлению.

Еще камера заявлена, как брызгозащищенная. То есть под воду ее лучше все же не опускать, но в сильный дождь можете снимать без проблем.

2. Стабилизация

У камеры пятиосевая стабилизация. Эти оси: вправо/влево, вверх/вниз и 3 оси кручения фотоаппарата (см. стрелочки на картинке). Система очень продвинутая и благодаря ей позволяет делать резкие снимки даже при плохом освещении. Олимпус считает это главным прорывом и главной фичей своей новой камеры. Сложно с этим не согласиться.

Мы много снимали в темноте. Да, практически все! Примеры кадров есть в конце поста.

3. 40 мегапикселей

Это интересный режим, но работает только со штатива и пригоден для фотографирования статичных объектов. Камера делает 8 снимков подряд со сдвигом на поппикселя каждый. После этого картинку склеивает и получается 40 мегапикселей. Поэтому без штатива получается размазня.

Интересная идея и реализация. Фотографии получаются очень четкими и резкими. Пойдет для фотографирования предметки и пейзажей в безветренную погоду. Примеры фотографий есть в конце поста.

Вор один лишь пример. Это кроп из большой фотографии, которая показана в правом нижнем углу. Обратите внимание на количество деталей:

4. Видео

С этой системой стабилизацией уже не нужны стэдикамы, гиростабилизаторы и прочие системы стабилизации. Мы сняли небольшой ролик. Каждый в нашей группе побыл в роли видеооператора. Я, например, бежал за главными героями по туннелю, где до нас бегал Том Круз в одной из серий Миссии Невыполнима. Не все куски в ролике сняты нами. Те, что в Праге на мосту - снимали без нас, чтобы получилась интересная история. Суть в том, что любой неподготовленный человек, может взять эту камеру и снимать классные видеозарисовки.

Особенно обратите внимание на момент, когда камера "выходит" из машины. Снимали следующим образом: один человек вначале ехал в машине и снимал, а когда машина остановилась и водитель начал выходить, он просто передал ее в руки человеку на улице и тот продолжил снимать кадр.

Обратите внимание на то, что камера почти не трясется. Это работа стабилизатора. Все кадры снимали с одного дубля& Смотрите в HD:

5. Рисование светом

В фотоаппарате куча функций, пресетов, процессов и всего, что пожелаешь. На мой взгляд даже слишком много. Фотоаппарат не должен брать на себя функцию лайтрума.

Отдельно хочу рассказать про фишку съемки рисования светом. Если раньше световые картины надо было снимать в абсолютно темных условиях, то сейчас это уже не обязательно. Фотоаппарат делает серию кадров. Он запоминает первый кадр, а из каждого последующего берет только новые светлые участки и накладывает их на предыдущие.

Помню на Мальдивах я заставлял семью сидеть по 30 секунд неподвижно, пока сам судорожно бегал сзади с фонариком и рисовал слово Мальдивы. Естественно, за 30 секунд они размазывались. Здесь мы снимали кадр 5 минут, но человека в кадре осветили один раз, так что он получился абсолютно резким.

в конце поста еще несколько удивительных картин, нарисованных светом.

6. Батарейка

Тут, конечно, полный провал. Не знаю, как в остальных беззеркалках, но батарейки хватает часа на 4 всего. То есть, надо брать с собой на день как минимум одну, а лучше 2 запасные батарейки.

7. Аксессуары.

К камере будет доступна полная линейка аксессуаров, начиная от подводного бокса и вспышки, до огромного количества сменной оптики.

8. Качество снимков

Я вначале все снимал в raw-формате и, по привычке, хотел все фотографии обработать, но столкнулся с двумя проблемами. Во-первых, камера еще слишком новая и Lightroom не понимает ее файлы и не может их импортировать. Во-вторых, если я покажу обработанные фотографии, то это будет не очень честно.

Поэтому все фотографии в этом и следующем посту - это джипеги, полученные напрямую из камеры, без какой-либо обработки (я всего лишь кое-где поправил горизонт).

Смотрите и судите сами

7. Выводы

Фотоаппарат Olympus OM-D E-M5 Mark II - это безусловно прорыв в беззеркальных фотоаппаратах, но по качеству снимков он пока не дотягивает до fullframe зеркалок, так что решайте сами, что для вас важнее - вес и удобство или качество картинки.

Ну а теперь, собственно, примеры фотографий.

Режим 40 мегапикселей. Снято со штатива. Книжечка была очень маленькой по размеру. Если полностью увеличить кадр, то можно с легкостью читать, что в ней написано:

Все снимали сто штатива:

А это рядом висело. Вообще Olympus сравнивает себя с Sony и Fuji, а к Кэнону и Никону относится пренебрежительно, как к не придумывающим ничего нового и проигравшим сражение. Тут, я, конечно, с ними не согласился:

Момент съемки фильма. Как раз, когда камеру передавали:

А это кадр, сделанный во время съемки видео. У него другой формат:

В этих туннелях бегал Том Круз в Миссии Невыполнима:

Яркий прожектор в конце туннеля. Картинка была очень красивой:

По этому туннелю я бежал с камерой на вытянутой руке за героями ролика. Надо признать, что картинка почти не трясется:

А тут камера не успела перестроиться на быстрое движение и актер немного размазался:

Мы снимали на старой водонапорной станции. Она уже давно не работает, но все механизмы остались:

В одной из комнат выставили свет, напустили тумана для объема и предоставили в наше распоряжение двух моделей:

Снимали в двух локациях: наверху, где было посветлее, и внизу, в свете тусклых фонарей. Тут камера не очень хорошо справилась с заданием. Лицо все выжжено, тени провалены. Но при этом картинка резкая, хотя выдержка всего 1/13 секунды. Это работа стабилизатора:

Тут получше. Здесь я использовал экспокоррекцию -2,3 стопа, чтобы вытянуть фактуру на лице. Тени при этом ушли безвозвратно:

Вернулся наверх:

Общий вид комнаты со световой схемой:

Самым зрелищным было рисование светом. Всех выстраивали в шеренгу со штативами и выдавали шапки - в подвалах было прохладно:

Рабочий инструмент художников:

В следующем посту я покажу фотографии с прогулки по Праге, сделанные на этот фотоаппарат, так что вы сможете оценить качество картинки в обычных городских условиях. Stay Tuned!

Новая камера Olympus E-M5 mark II (то есть, второй версии) была обещана производителем довольно давно, однако сбылись мечты адептов этой системы только в начале 2015 года. Камера, которая успела в свое время сильно устареть, получила такое обновление, после которого фактически не уступает ни по одному параметру топовой камере в линейке Olympus E-M1, а по многим аспектам даже ее и превосходит. За предоставленную камеру мы хотим поблагодарить представительство компании в России.

Мысль дать нам камеру на тестирование была шагом смелым, однако, когда знаешь, что бояться нечего, то и в результате тестов уверен. Камера, на сегодняшний день, является технологически одной из самых продвинутых, хотя и недостатки у нее тоже есть. В первую очередь, изменения коснулись матрицы, которая осталась такого же разрешения, но изменилось в плане электроники и инфраструктуры. Теперь матрица умеет снимать при более расширенном диапазоне чувствительности, а также при другой частоте кадров в режиме записи видео, изменились и характеристики ее динамического диапазона. Интересно, что теперь на неё программно включён еще и электронный стабилизатор, который работает вместе с оптическим на базе ее перемещения в электромагнитном поле по данным гироскопического датчика.

Надо сказать, такая стабилизация изображения применяется очень редко. Обычно производитель ограничивается только одним типом стабилизатора, либо перемещая матрицу, либо чисто электронным, который позволяет немножко обрезать изображения уже при программной обработке картинки. Естественно, режим работы стабилизатора вы выбираете сами, и электронный стабилизатор здесь является лишь опцией. Однако такой вариант позволяет вам снимать с рук практически ровную и совсем не шатающуюся картинку. Впрочем, и ограничения у такой стабилизации тоже есть. Работает она посредством прогнозного исправления перспективы. Другими словами, камера предполагает, что у вас не просто руки трясутся, но и сама камера поворачивается в разные стороны, от чего изменяется перспектива отдельных элементов изображения, и сама картинка местами деформируется. При съемке видео это заметно, так как изображение начинает немного искажаться, и это становится еще более заметным, если вы держите камеру ровно и двигаетесь вперед. Однако это справедливая цена за абсолютно ровную картинку. Более того, такие искажения заметны, в большинстве случаев, только профессиональному глазу оператора или монтажёра. Сам же оптический стабилизатор ведет себя и без электронного превосходно.

Интересно, что видео, как одна из отстающих характеристик, была сильно подтянута. Для операторов и монтажеров теперь есть режим записи ALL-I, а также режим HD Super Fine, которые позволяют поднимать битность изображения вплоть до 70 мегабит в секунду, что, надо сказать, требует очень быстрых карт памяти, которые полноценно поддерживаются. Более того, настройки картинки здесь очень гибкие и способствуют продуктивному пост-процессингу.

Сильно изменён в камере и затвор, который стал точнее и лучше, а самое главное, должен стать стандартным затвором для камер серии OM-D. Во-первых, забор гибридный, который работает как в режиме механического, так и в режиме электронного. Это позволяет, в частности, сократить минимальную выдержку до 1/16 000 секунды, до сих пор появлявшуюся только в паре камер на рынке, а также сделать и более адекватной работу со встроенным стабилизатором. Затвор даже на слух очень приятен и как будто бы оборудован амортизатором, но при этом даже в механическом режиме его не очень хорошо слышно, то есть, он уже изначально является тихим.

Отдельного упоминания заслуживает видоискатель и ЖК-экран камеры. Видоискатель просто заимствован из старшей модели, E-M1, и представляет собой продвинутый вариант электронного видоискателя, который стилизован под оптический. Если вы смотрите в видоискатель, то обзорность днем примерно такая же, как в хороших полнокадровых зеркалках, а восприятие картинки такое же, как в оптических, то есть, в условиях плохой освещенности картинка и в видоискателе у вас тоже темная, в то время как на солнце он тоже хуже видит, как и ваши глаза. Впрочем, есть возможность отключения такой стилизации. Разрешения видоискателя хватает на то, чтобы четко видеть мелкие детали и фокусироваться вручную. Однако, он лучше чем обычный оптический, потому что позволяет выводить на него дополнительную информацию, включая сами снятые кадры.

Экран здесь не просто сенсорный, но еще и поворотный в противоположную сторону, позволяющий снимать селфи и видеообзоры. Для последнего полезен также и присутствующий в камере микрофонный штекер. Отзывчивость экрана высокая, такая же, как в современных телефонах.

Матрица стала совсем другой по динамическому диапазону — наш тест показал, что она позволяет вытягивать до 2-3 ступеней пересветов, а также 3 ступени недодержки, в то время как коррекция экспозиции доступна в пределах -5 — 5 EV, что является большой гибкостью для электроники камеры. Цветопередача даже в автоматическом режиме здесь на высоте, в камере хорошо работает автоматическое определение баланса белого.

Слабым местом в камере продолжает оставаться все та же матрица. Дело в том, что физические ограничения ее размера компании пока никак не обойти не удалось, и на минимальных значениях чувствительности, к примеру, она продолжает оставаться довольно шумной, при том что отраслевые стандарты уже ушли вперед. Этим объясняется, кстати, минимальным порогом чувствительности ISO 200, ниже которого компания пока не может опуститься, а ISO 100 существует лишь в качестве математической абстракции этой камеры с обозначением LOW. Тем не менее, разрешения матрицы вполне достаточно для печати фотографий практически любого формата, просто для печати больших кадров придется воспользоваться растягиванием через специальные программы. Впрочем, эту проблему компания решила с помощью электронных алгоритмов. Камера поддерживает возможность съемки метапанорам, при которых делаются 4 или 6 кадров со сдвигом на 1 пиксель в разные стороны, которые затем сводятся в один кадр. В результате получаются 40-64 мегапиксельные кадры, однако, применимо это только для статичных объектов (ландшафтная съемка, музейные экспонаты).

Однако, матрица является также и сильной стороной этой системы. Не оснащенная сглаживающим фильтром, а потому, имеющая высокую детализацию картинки, она сбалансирована по размеру для различных видов съемки, а разрешение дает фотографу самый минимум, из которого можно очень многое вытянуть. При этом светосильная оптика для системы на порядок компактнее, по сравнению с полнокадровыми и даже кропнутыми зеркалками и беззеркалками.

Это преимущество проявляется, впрочем, не везде, а, в основном, в съемках в путешествиях, хотя и обычные выездные съемки также от этого зависят, ведь компактность системы делает компактной и ее системную оптику. Понижаются также и требования к ряду аксессуаров, например, к штативу.

Отдельного упоминания заслуживает возможность управления камерой через телефон и другие смарт-устройства. В этом режиме доступны практически все функции, на которые камера способна, включая съемку видео и часть ночных режимов. Однако режим Live composite в данном варианте не работает, что, скорее всего, является простой недоработкой и будет исправлено в ближайших прошивках камеры и новых версиях приложения Olympus Image Share.

Еще один недостаток связан со временем работы камеры от аккумулятора. Да, новая камера по-другому работает с потреблением электроэнергии, потому что стала на 20 процентов экономнее, однако системный недостаток устранить этим нельзя — к примеру, зеркалки работают только во время съемки, в особенности, когда в объективе отсутствует стабилизатор. Системные камеры потребляют электроэнергию постоянно, так как и автофокус, и стабилизатор реализованы здесь на базе основной матрицы. В этой связи и потребление электроэнергии здесь гораздо выше. Однако, в камере отсутствует даже возможность подзарядки аккумулятора через USB, которая уже года два присутствует в моделях конкурентов. Интересно, что и сам штекер USB здесь не распространенный, а потому, сам шнур, при необходимости, нужно таскать с собой. Данный факт можно смело относить к недостаткам, так как у конкурентов он уже устранен.

Учитывая все сказанное выше, эту камеру можно смело рассматривать в качестве серьезного рабочего инструмента, пусть и со своими ограничениями. Она подойдет, преимущественно, фотографам с опытом работы с большими камерами, в качестве второй или даже первой камеры, а также подходит людям, которые мало понимают в фотографии, но котором требуется высокое качество съемки без наличия базовых навыков. Благодаря сочетанию функций, которые отсутствуют у большинства конкурентов или вообще присутствует только в камерах Olympus, эту камеру можно считать одной из самых передовых на рынке, на сегодняшний день, с существенными оговорками по поводу размера матрицы, шумов изображения, связанных с техническими ограничениями и не самого удобного хвата корпуса.

Преимущества

  • стабилизатор изображения
  • богатейший функционал для съемки
  • управление через телефон
  • автофокус, включая его работу в видеорежиме
  • видеорежим и гибкие настройки
  • режим live composite

Недостатки

  • размер матрицы
  • шумы выше среднеотраслевых
  • нет зарядки через USB, сам штекер USB

Характерные особенности

  • компактность системы
  • отсутствие низкочастотного фильтра
  • видоискатель и экран
  • затвор и функционал
  • влагозащита
  • удобство управления
Рассказать друзьям