Устав общественного движения без образования юридического лица. Субъекты без образования юридического лица. Управление в общественной организации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Общественная организация - это некоммерческая организация. Ее статус регулируется параграфом 6 главы 4 Гражданского кодекса РФ, в котором содержатся нормы о некоммерческих корпоративных организациях, и специальными законами: «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее - закон № 7-ФЗ) и «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (далее - закон № 82-ФЗ).

Цели создания общественной организации

При создании общественной организации (далее — ОО) необходимо ориентироваться на нормы закона № 82-ФЗ, так как в п. 3 ст. 6 закона № 7-ФЗ общественная организация хотя и признается одной из форм некоммерческих организаций, но за уточнением особенностей ее статуса делается отсылка к закону № 82-ФЗ.

В ст. 123.4 Гражданского кодекса дается такое определение: ОО — это объединение граждан, создаваемое на добровольной основе и на почве единых интересов. Цель создания ОО — удовлетворение нематериальных и духовных потребностей, представление и защита тех интересов, которые являются общими, и реализация иных целей, не противоречащих законодательству.

Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ ОО является одной из форм общественных объединений и создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединенных граждан. При сравнении с нормами ГК РФ видно, что в законе № 82-ФЗ не рассматриваются такие цели создания, как:

  • представление интересов;
  • удовлетворение нематериальных потребностей;
  • реализация целей, не являющихся уставными.

Согласно принципу «Lexspecialisderogatgenerali» («специальное право отменяет общее»), подтвержденному постановлением Конституционного суда от 08.11.2005 № 439, говорящему о том, что в случае коллизии между законами приоритет должен отдаваться более позднему закону и специальному закону, в этом случае действует закон № 82-ФЗ.

Таким образом, ОО не вправе в своей деятельности ставить перед собой цели, не являющиеся уставными. Аналогично необходимо действовать при выявлении иных несовпадений в тексте ГК и закона № 82-ФЗ.

Процедура создания общественной организации

Согласно п. 1 ст. 123.5 ГК РФ при создании ОО количество ее учредителей не может быть менее 3. Ст. 18 закона № 82-ФЗ конкретизирует, что должно быть не менее 3 физических лиц, остальными учредителями могут быть и юридические лица — общественные объединения.

Для создания новой некоммерческой организации учредителям придется созвать съезд, конференцию или общее собрание, где они будут обязаны:

  • принять решение о создании;
  • утвердить устав;
  • создать органы управления и контрольно-ревизионные органы.

ОО считается созданным и будет вправе осуществлять свою деятельность в качестве общественного объединения, то есть защищать интересы членов и действовать для достижения общих целей с момента принятия всех этих решений. Права юридического лица она получает только после государственной регистрации (ст. 18 закона № 82-ФЗ) в Министерстве юстиции РФ (ст. 13.1 закона № 7-ФЗ).

Документы должны быть поданы на регистрацию не позднее 3 месяцев с момента утверждения устава, если учредители приняли решение о регистрации и дальнейшей работе в качестве юридического лица (см. п. 9 ст. 21 закона № 82-ФЗ). С момента принятия решения учредители приобретают статус членов.

При создании также должен быть решен вопрос о территориальной сфере деятельности ОО. В соответствии со ст. 14 закона № 82-ФЗ она может быть:

  • местной;
  • региональной;
  • межрегиональной;
  • общероссийской.

Если ОО создается в качестве общероссийской, она может использовать в своем названии слова «РФ» или «Россия» без соответствующего разрешения Правительства РФ, как, например, общественная организация «Всероссийское общество автомобилистов».

Устав некоммерческой общественной организации

Устав является единственным учредительным документом общественной организации, учредительный договор ее члены не заключают. В п. 2 ст. 123.5 ГК РФ указано, что устав некоммерческой общественной организации в обязательном порядке включает в себя:

  • наименование;
  • местонахождение (город или иной населенный пункт);
  • цели создания и деятельности;
  • условия членства;
  • данные о порядке управления;
  • сведения о правах ее членов, связанных с имуществом;
  • информацию о процедуре распределения активов ОО после ее ликвидации.

Аналогичные нормы содержит ст. 29 закона № 82-ФЗ, дополняя перечень сведениями о территории и структуре общественной организации. Устав может, помимо основных, включать любые пункты по усмотрению ее членов, не противоречащие действующему законодательству.

Если ОО использует в своей деятельности какую-либо символику, ее описание должно быть включено в устав, возможно в виде приложения. Устав вместе с приложениями оформляется в виде единого документа, если организация имеет территориальные подразделения, они обязаны принять устав головной ОО.

О порядке подготовки устава можно прочитать в статье «Устав некоммерческой организации - образец 2017-2018 года» . Изменения в устав вносятся в том же порядке, в котором происходит его принятие, решением высшего органа управления (ст. 8 закона № 82-ФЗ).

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности ОО должны быть указаны в ее уставе. По нормам ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Даже занимаясь предпринимательской деятельностью в этих ограниченных рамках, они не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства (см. решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия от 24.11.2014 по делу № А61-3482/2014).

Согласно п. 1 ст. 51 закона № 7-ФЗ ОО могут иметь территориальные подразделения. Они реализуют цели ОО, при этом являются самостоятельными юридическими лицами, а не ее филиалами или подразделениями, но действуют на основании единого устава.

Проводить документальные проверки деятельности ОО вправе Министерство юстиции РФ в соответствии с п. 1 и подп. 30.10 п. 7 положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13.10.2004 № 1313.

Минюст контролирует:

  • исполнение ОО законодательства о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  • использование имущества в целях, предусмотренным уставом.

На основании проверок выносятся предупреждения и предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. решение АС г. Москвы от 14.12.2016 по делу № А40-189391/16).

Членство в общественных организациях

Общественная организация — это некоммерческая организация, основанная на принципе членства. Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ членами ОО могут быть и физические, и юридические лица, в свою очередь являющиеся общественными объединениями. Ограничения для юридических лиц или их типов могут быть установлены уставом ОО, законом № 82-ФЗ и иными федеральными законами.

Согласно ст. 123.6 ГК РФ член ОО несет обязанности и осуществляет корпоративные права, в том числе имеет право на безвозмездное пользование услугами организации. Согласно ст. 6 закона № 82-ФЗ намерение стать членом или присоединиться к целям, декларируемым общественной организацией, должно быть выражено в заявлении или ином документе, который позволит руководству ОО вести учет членов.

Все члены ОО равноправны. Они могут быть избраны в руководящие и ревизионные органы на равном основании. Неисполнение обязанностей или злоупотребление правами может повлечь за собой исключение из ОО в порядке, который должен быть описан в уставе.

Управление в общественной организации

Для ОО согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ используется 2-звенная структура управления: руководящие и исполнительные органы. Руководящие органы формируются в 2 видах:

  • Высший орган — конференция или общее собрание.
  • Постоянно действующий орган — выборный коллегиальный. Он отчитывается перед конференцией.

Помимо высших органов управления в ОО формируются исполнительные органы. Обычно управляет ОО единоличный орган (председатель или президент, как рекомендует п. 2 ст. 123.7 ГК РФ), но если закон или устав обязывает к этому, в организации формируется коллегиальный исполнительный орган, который может называться правлением, советом или президиумом, что также рекомендуется в упомянутой статье.

Высшему органу принадлежит исключительное право принятия решений по вопросам:

  • определения размера членских взносов (п. 1 ст. 123.7 ГК РФ);
  • определенным в п. 2 ст. 65.3 ГК (среди них изменение устава, образование органов управления, реорганизация и ликвидация).

Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ между высшим коллегиальным органом и постоянно действующим коллегиальным органом может быть разделена компетенция по вопросам:

  • утверждения готового отчета и отчетности;
  • участия в капиталах других юридических лиц;
  • создания филиалов;
  • определения аудитора;
  • образования единоличного исполнительного органа и прекращения его полномочий.

Из смысла статьи вытекает, что создание коллегиального исполнительного органа, избрание его членов полностью остается в ведении высшего органа — конференции или общего собрания.

Имущество общественной организации

Согласно ст. 30 закона № 82-ФЗ ОО может владеть на праве собственности любыми активами, в том числе акциями. Отдельно выделено право ОО на владение средствами массовой информации и издательствами. Эти активы должны организовываться или приобретаться за счет собственных средств ОО.

Источниками создания имущества выступают:

  • взносы членов;
  • добровольные пожертвования от третьих лиц;
  • доходы от проводимых мероприятий и общественной деятельности.

Члены ОО полностью утрачивают право на внесенное ими в ОО имущество, в том числе на вступительные и членские взносы. Даже при ликвидации общественной организации они не имеют права на получение части имущества, оставшегося после ликвидации. Данное имущество направляется на цели, соответствующие целям деятельности ликвидированной ОО (ст. 26 закона № 82-ФЗ).

Собственником имущества является общественная организация. Свои территориальные подразделения она вправе на основании ст. 32 закона № 82-ФЗ наделять имуществом на праве оперативного управления.

Ассоциации и союзы общественных организаций

Право на объединение ОО в союзы или ассоциации предусмотрено п. 3 ст. 123.4 ГК РФ. Согласно нормам ст. 13 закона № 82-ФЗ общественные объединения любой организационно-правовой формы, в том числе ОО, вправе объединяться в ассоциации или союзы. Новое лицо принимает самостоятельный устав или учредительный договор и получает правоспособность с момента его государственной регистрации. Его члены полностью сохраняют свою правоспособность в качестве юридического лица. Самостоятельной организационно-правовой формой союзы и ассоциации признаются законодателем в ст. 123.8 ГК РФ.

Такие ассоциации являются собственниками имущества, которое приобретается для обеспечения их деятельности (ст. 32 закона № 82-ФЗ). Согласно ст. 5.1 закона № 82-ФЗ ассоциации и союзы также вправе создавать территориальные подразделения. В уставе ассоциации можно определить, будут ли эти отделения одновременно являться и отделениями ее членов.

Ряд несовпадений между нормами ГК РФ и законом № 82-ФЗ предлагается устранить в Концепции по гармонизации законодательства о НКО с ГК РФ, подготовленной совместной рабочей группой Минюста России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, одобренной Минюстом.

Преобразование и ликвидация общественной организации

Согласно п. 4 ст. 123.4 ГК РФ ОО может быть преобразована:

  • в ассоциацию (союз);
  • фонд;
  • автономную некоммерческую организацию.

Ликвидация ОО может быть произведена в добровольном и принудительном порядке. Деятельность ОО согласно нормам ст. 42 закона № 82-ФЗ может быть приостановлена в случае нарушения законов или ведения деятельности, не соответствующей нормам устава. Если требования представления не выполнены, подготовивший его орган может приостановить деятельность ОО на период до 6 месяцев.

Если и после этого нарушения не были устранены или ОО существенно нарушила закон, причинила ущерб охраняемым законом интересам, то по нормам ст. 44 закона № 82-ФЗ ОО может быть ликвидирована в судебном порядке. Споры о принудительной ликвидации некоммерческих юридических лиц рассматриваются в судах общей юрисдикции по правилам КАС РФ (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64).

Добровольная ликвидация осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 26 закона № 82-ФЗ, по решению высшего органа управления. Оставшееся после ликвидации имущество должно быть израсходовано на цели, указанные в уставе, а в случае принудительной ликвидации судьба имущества может быть определена на основании решения суда. Решения ликвидационной комиссии о судьбе имущества публикуются в печати.

Существование общественной организации как одной из форм некоммерческих организаций регулируется нормами нескольких нормативных актов. Соответствие ее работы их требованиям контролируется государством, и их несоблюдение, например занятие предпринимательской деятельностью, может стать причиной для ликвидации.

Общественная организация без регистрации юридического лица может быть создана в рамках действующего законодательства. Итак, как может быть образована общественная организация без регистрации юридического лица?

В ст. 7 закона об общественных объединениях сказано, что общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых форм: организация; движение; фонд; учреждение и другие.

Таким образом, в нашем случае «организация» – это форма «общественного объединения». Для целей статьи будем считать два этих термина (организация и объединение) синонимами.

Преимущества объединения без регистрации юридического лица

  • Создание общественного объединения будет достигнуто непосредственно путем объединения физических лиц.
  • Не надо проходить процедуру регистрации юридического лица через органы юстиции.
  • Не надо вести налоговую отчетность, содержать бухгалтера и т.п.
  • Есть возможность обращаться в органы государственной власти в письменном виде и получать официальные ответы на имя общественной организации.

Примеры работы общественной организации без образования юридического лица

Для примера могу привести Краснодарское общественное движение «Союз дольщиков». Эта организация была создана на основании протокола и принятого устава. Организацию обращалась в органы власти, получала официальные ответы, вела общественную жизни, участвовала в различных мероприятиях. Таким образом, организация достигала уставных целей, которые в общем виде были обозначены как защита прав дольщиков на территории города Краснодара. Организация была создана в 2016 году в период, когда права дольщиков в городе Краснодаре серьезным образом нарушались. При этом организация не имела отношение к органам власти. Более того, создание данной организации «спровоцировало» власти города Краснодара параллельно создать «Ассоциацию дольщиков проблемных домов». Не знаю насколько успешно Краснодарское общественное движение «Союз дольщиков» действует в настоящее время, но оно является отличным примером деятельности общественной организации без образования юридического лица

Что нужно для создания?

Для создания общественной организации без образования юридического лица вам понадобиться три учредителя, протокол и устав.

Протокол и устав можно взять любой подходящий для формата вашей деятельности.

В протоколе надо отразить принятие решения о создании общественной организации, об органах управления (Правление, Председатель Правления или просто Председатель).

Правовое основание деятельности

Деятельность общественных организаций регламентируется ФЗ «Об общественных организациях», Гражданским кодексом, ФЗ «О некоммерческих организациях».

Приведу основные положения законов, регламентирующих деятельность общественных организаций без образования юридического лица.

Статья 5. Федерального закона «Об общественных объединениях»

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Еще одна статья:

Статья 18. Федерального закона «Об общественных объединениях»

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Таким образом, законом предусмотрено, что граждане могут создавать общественные объединения, в том числе, в форме общественных организаций и общественных движений. При этом указанные организации приобретают права юридических лиц только после соответствующей регистрацию. Отсутствие регистрации не мешает организации действовать без образования юридического лица.

Индивидуальный предприниматель - это гражданин, который исполнил обязанность по регистрации и в результате приобрел статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Своими действиями он обеспечил себе особое правовое положение - новый круг прав, обязанностей, форм ответственности за исполнение обязательств и гарантий исполнения прав

Иногда в документах организаций, в специальной литературе, в деловом обороте используется сокращение ПБОЮЛ. В ст. 23 ГК РФ говорится, что граждане занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуальных предпринимателей.

Признаки индивидуального предпринимателя

На законных основаниях физические лица могут вести свое дело, если они зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Индивидуальный предприниматель имеет следующие характеристики:

  1. Дееспособный, или признанный таковым, либо ограниченно дееспособный с согласия законных представителей, гражданин - гражданин РФ, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, имеющий место жительства на территории РФ;
  2. Осуществляет деятельность на свой риск;
  3. Ведет предпринимательскую деятельность самостоятельно, от своего имени, не имеет права на фирменное наименование;
  4. Зарегистрирован в установленном порядке (имеется запись о нем в ЕГРИП);
  5. Отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, кроме того, на которое закон запрещает накладывать взыскание (ст. 446 ГПК РФ);
  6. Ведет деятельность с целью систематического получения прибыли;
  7. К деятельности ИП применяются правила и нормы, которые действуют в отношении коммерческих юридических лиц.

Правовое положение предпринимателя без образования юридического лица.

Статус индивидуального предпринимателя не является универсальным и действует только в отношении видов деятельности, которые гражданин заявил при регистрации. Коды видов деятельности конкретного предпринимателя указаны в ЕГРИП в записи о нем.

Особое правовое положении ИП в гражданском обороте определяются тем, что с одной стороны индивидуальный предприниматель остается гражданином с неотъемлемыми общегражданскими правами, свободами и обязанностями: право на имя, защиту чести и достоинства, на жилище и т.д.

С другой стороны, как участник предпринимательской деятельности приобретает новые права и обязанности, свойственные юридическим лицам. Этим фактом определяются особенности правового положения ИП.

Например, как ИП гражданин имеет право:

  • выбора вида деятельности, обязан соблюдать наложенные законом ограничения (лицензирование, уведомление и т.д.);
  • быть работодателем, обязан соблюдать все нормы трудового и налогового законодательства;
  • выбора системы налогообложения, применения налоговых льгот, право не вести бухучет, но обязан строго выполнять нормы налогового законодательства и т.д.

Имеет право открытия счетов в банке, иметь печать, иметь собственный товарный знак.

Как субъект гражданских правоотношений ИП действует в соответствии с принципами и правилами гражданского права: добросовестно, по своей воле, в своих интересах, не извлекая преимуществ из незаконного поведения (ст. 1 ГК РФ) и т.д.

Организация бизнеса в форме индивидуального предприятия проще, чем в форме юридического лица в плане процедуры регистрации, ведения налогового и бухучета, шире объем прав, но законодательством устанавливаются ограничения для ИП. Например, некоторые виды деятельности (банковская, страховая, торговля оружием и т.д.) ведутся только организациями.

Ведение деятельности в соответствии с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица есть реализация гражданином своего конституционного права на предпринимательскую деятельность, т. е. основным источником гарантий свободы предпринимательства является Конституция РФ. Гарантией реализации предпринимательских прав граждан служат в том числе государственные механизмы поддержки - льготы, субсидирование, регламентация деятельности проверяющих органов и т.д.

Если гражданин ведет предпринимательскую деятельность без регистрации, он не вправе ссылаться в суде на отсутствие регистрации., он не может воспользоваться правами и гарантиями, предоставленные индивидуальным предпринимателям законом, но несет общегражданскую, административную и уголовную ответственность (ст 14.1 КоАП РФ , ст. 171 УК РФ).

Споры из предпринимательской деятельностью граждан решаются арбитражными судами.

Признание гражданина, в том числе имеющего статус ИП, банкротом происходит, если в течение трех месяцев просроченная задолженность составляет более 500 тысяч рублей, за исключением частных случаев, оговоренных Законом о банкротстве. Ст. 24 ГК РФ определяет полную имущественную ответственность граждан, не разделяя должника гражданина и индивидуального предпринимателя. Утрата предпринимательского статуса не освобождает гражданина от ответственности, возникшей из предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться в России как отдельными гражданами, так и в рамках простого товарищества - договора о совместной деятельности индивидуальных предпри­нимателей или коммерческих организаций.

Как указано в Гражданском кодексе РФ, гражданин вправе заниматься пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за ис­ключением той его части, на которую, согласно законодательству, взыскание не обращается). Предусматривается возможность признания индивидуального предпринимателя банкротом, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

В качестве наиболее существенных особенностей простого товарищества от­метим солидарную ответственность участников по всем общим обязательствам, возникающую при осуществлении ими предпринимательской деятельности. При­быль распределяется пропорционально внесенным участниками вкладам (если иное не предусмотрено договором или другим соглашением), в качестве которых допускаются не только материальные и нематериальные активы, но и неотдели­мые личностные качества участников. Как правило, каждый участник договора вправе действовать от имени всех товарищей; если же зафиксирована необходи­мость совместного ведения дел, то для совершения каждой сделки требуется об­щее согласие.

Рис. 4.2. Организационно-правовые формы предпринимательства во Франции

Рис. 4.3. Организационно правовые формы предпринимательства в Германии

Российское законодательство вводит и такую модель, как негласное товарище­ство. Этим термином обозначен особый вид простого товарищества, где договор предусматривает неразглашение самого факта его существования для третьих лиц. В отношениях с последними каждый из участников негласного товарище­ства отвечает всем своим имуществом по тем сделкам, которые он заключил от своего имени в общих интересах товарищей.

Указанные формы предпринимательства широко применяются в Европе и других странах.

В ФРГ индивидуальные предприятия распространены в розничной и мелко­оптовой торговле, а также в местной промышленности; владелец такого предпри­ятия отвечает по его обязательствам всем своим имуществом. Судя по тому, что почти 10% от общего количества немецких предприятий приходится на эту форму организации капитала 3 , она достаточно эффективна. Аналогичным образом, во Франции предприниматель, создающий личное предприятие, является его един­ственным владельцем и один несет за него ответственность - как вложенным в дело имуществом, так и всем своим достоянием. 4


3 B. Weidtmann.Grundwissen Bertiebswirtschaft.- Ernst Klett Verlag fűr Wissen und Bildung. Stuttgart,1991.

Как видно из приведенных схем, форма простого товарищества используется и в европейских странах. Здесь нет существенных различий с российским аналогом: это договорное объединение, соглашение о достижении некоторой цели опреде­ленным в договоре способом и о разделе предполагаемых прибылей и убытков.

Простое товарищество во Франции не только не регистрируется в качестве юридического лица, но и не обязано предавать свою деятельность огласке. Участ­ники товарищества отвечают всем своим имуществом по его обязательствам, что обусловлено конфиденциальным характером подобного соглашения. Третьи лица не информируются о соглашении: имея дело с одним из участников, они не знают, есть ли у него вообще партнеры. Таким образом, здесь можно констатировать бли­зость к принятому в России понятию негласного товарищества. В большей степе­ни на российскую модель простого товарищества похоже фактически образован­ное товарищество, участники которого выступают как подлинные компаньоны.

Рассматривая немецкое законодательство в этой части, можно отметить пол­ное терминологическое единство с нашей практикой. Тот факт, что негласное товарищество представлено, наряду с простым товариществом, в виде самостоя­тельной модели, а не в качестве его разновидности, как в России, не играет прин­ципиальной роли.

ОРГАНИЗАЦИИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА)

Российское законодательство делит все организации на коммерческие и некоммер­ческие.

Коммерческими называются организации, преследующие извлечение при­были в качестве основной цели своей деятельности. К их числу относятся: хозяй­ственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государ­ственные и муниципальные унитарные предприятия; данный список является исчерпывающим, то есть не может быть расширен иначе, кроме как путем внесе­ния изменений в кодекс.Некоммерческими считаются организации, для кото­рых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников. К их числу относятся: потребительские кооперативы, обще­ственные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, фонды, уч­реждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы; данный список, в отличие от предыдущего, является открытым.

Гражданский кодекс РФ определяет хозяйственные товарищества и общества как коммерческие организации с разделенным на доли участников уставным (складочным) капиталом. К этой группе коммерческих организаций относятся: полное и коммандитное товарищества (последнее также называется товарище­ством на вере), общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью и акционерное общество.

Во всех странах рыночной экономики хозяйственные товарищества и обще­ства играют ведущую роль в хозяйственной деятельности, в том числе, связан­ной с выходом на мировые рынки, поэтому их изучение представляет особую важность.

В Германии из общего числа юридических лиц выделяются (см. рис. 4.3) два вида товариществ (полное и коммандитное) и два вида обществ (с ограниченной ответственностью и акционерное). Французское законодательство, как показано на рис. 4.2, объединяет практически те же формы предпринимательства под на­званием коммерческих обществ.

Очевидна структурная идентичностьданных подходов и принятого в России (исключения составляют модификации общества с ограниченной ответственно­стью: российское общество с дополнительной ответственностью и французское общество с ограниченной ответственностью, записанное на одного владельца). Это делает возможным и целесообразным последовательное рассмотрение содержа­щихся в них моделей по указанной выше методике (описание для базовой страны плюс сравнительный анализ).

Что касается прочих видов организаций, здесь сходство не столь заметно, хотя в ряде случаев употребляются одни и те же термины.

Французское законодательство выделяет, наряду с коммерческими общества­ми, объединения по экономическим интересам, некоммерческие общества, неком­мерческие юридические лица и кооперативы. Виды организаций, аналогичные двум последним, существуют также в Германии; кроме того, там применяются особые формы: коммандитное товарищество, включающее общество с ограниченной от­ветственностью в качестве полного товарища и коммандитное товарищество на акциях. Основная часть их, представляющая наибольший интерес с позиций биз­неса, будет рассмотрена ниже.

ТОВАРИЩЕСТВА

РОССИЙСКИЕ НОРМЫ

Полное товарищество

ГК РФ признает полным такоетоварищество, участники которого (полные това­рищи) в соответствии с договором занимаются предпринимательской деятель­ностью от имени товарищества и солидарно несут по его обязательствам субси-диарную ответственность.

Одним из основных понятий, характеризующих полное товарищество, являет­ся складочный капитал. Складочный капитал образуется в результате внесения учредителями товарищества своих вкладов, и его величина, по крайней мере, в начальный период деятельности определяет финансовые возможности организа­ции, образуя материальную базу ее функционирования. Соотношение вкладов участников определяет, как правило, распределение прибыли и убытков товари­щества, а также права участников на получение части имущества или ее стоимо­сти при выбытии из товарищества. Общая же величина складочного капитала в дальнейшем особой роли не играет, формируя только условие для распределения прибыли между участниками.

Полное товарищество не имеет устава, оно создается и действует на основании учредительною договора, подписываемого всеми участниками. В договоре приво­дятся обязательные для любого юридического лица сведения (наименование, ме­сто нахождения, порядок совместной деятельности участников по созданию това­рищества, условия передачи ему имущества и участия в его деятельности, порядок управления его деятельностью, условия и порядок распределения прибыли и убытков между участниками, порядок выхода участников из его состава), а также: размер и состав складочного капитала; размер и порядок изменения долей участ­ников в складочном капитале; размер, состав, сроки и порядок внесения вкладов; ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Участие в полном товариществе налагает довольно жесткие обязанности. Так, запрещено одновременное участие более чем в одном полном товариществе (вви­ду особого характера ответственности по обязательствам последнего). Участник не имеет права без согласия остальных участников совершать от своего имени сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарище­ства. К моменту регистрации товарищества каждый участник обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал (остальная часть вносится в сроки, установленные учредительным договором). Кроме того, каждый товарищ должен участвовать в его деятельности в соответствии с учредительным догово­ром.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников; каждый участник имеет, как правило, один голос (вме­сте с тем, учредительный договор может предусматривать иной порядок, а также возможность принятия решений большинством голосов). Каждый участник име­ет право знакомиться со всей документацией товарищества, а также (если догово­ром не установлено иного способа ведения дел) действовать от имени товарище­ства.

Важнейшим вопросом является изменение состава участников полного това­рищества.

Участник вправе выйти из товарищества, учрежденного без указания срока, заявив не менее чем за 6 месяцев о своем намерении; если товарищество создано на определенный срок, то отказ от участия в нем допускается лишь по уважитель­ной причине. Вместе с тем, предусматривается возможность исключения в судеб­ном порядке кого-либо из участников по единогласному решению остальных участ­ников. Выбывшему участнику, как правило, выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующая его доле в складочном капитале. Доли участников наследуются и передаются в порядке правопреемства, но вступление наследника (правопреемника) в товарищество осуществляется только с согласия других участников. Наконец, возможен вариант изменения состава товарищей путем передачи одним из участников (с согласия остальных) своей доли в скла­дочном капитале или ее части другому участнику или третьему лицу.

Ввиду чрезвычайно сильной взаимозависимости полного товарищества и его участников, целый ряд событий, затрагивающих участников, может привести к ликвидации товарищества. К числу таковых относятся, в частности: выход участ­ника; смерть участника - физического лица или ликвидация участника - юриди­ческого лица; обращение кредитором кого-либо из участников взыскания на часть имущества товарищества; открытие в отношении участника реорганизационных процедур по решению суда; признание участника банкротом. Однако если это пре­дусмотрено учредительным договором или соглашением оставшихся участни­ков, товарищество может продолжить свою деятельность.

Как и любое другое юридическое лицо, полное товарищество может быть лик­видировано по решению его участников, по решению суда при нарушении требо­ваний законодательства и в соответствии с процедурой банкротства. Основанием ликвидации полного товарищества является также уменьшение числа его участ­ников до одного (в течение 6 месяцев с момента такого уменьшения данный участ­ник вправе преобразовать товарищество в хозяйственное общество).

Я писала о встрече с екатеринбургскими (и не только) общественниками на тему создания НКО. Одной из темой обсуждения было создание общественного объединения без регистрации. Опишу как создать такое объединение.

Сначала объясню, чем отличаются зарегистрированные и незарегистрированные общественные объединения (это разновидности некоммерческих организаций).

Реализовать свое право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) граждане могут в трех формах.

Статус простого объединения граждан

Он возникает исходя из факта объединения граждан в какую-либо группу. То есть как только люди собрались и решили, что у них будет объединение с определенными целями, такое объединение уже появилось.

В качестве примера можно привести некоторые группы в социальных сетях (особенно с закрытым членством), например, группа Цивилистика - она объединяет людей, которым интересно гражданское право. Другой пример - Лига друзей Филармонии - это некое объединение слушателей филармонии, его члены имеют карточку, дающую право на скидки, также Филармония иногда собирает членов Лиги друзей для того, чтобы, например, рассказать о новом музыкальном сезоне или что-то обсудить.

Но надо помнить, что на такие объединения не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» .

Статус общественного объединения без образования юридического лица

Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

Не менее трех участников;

Организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т.д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права - к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей долевой собственности его членов.

Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких объединений в этом перечне нет (это распространяется и на первый вид объединения).

Статус общественного объединения как юридического лица

Для того чтобы объединение начало свое существование в качестве юридического лица, оно должен быть зарегистрировано в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: общественный фонд, общественная организация и др.

В данном случае объединение признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

Организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды объединения;

Назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;

Открыть расчетный счет в банке;

Заключать договоры от имени объединения.

Создавать общественное объединение со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств или если вы собираетесь участвовать в конкурсе на получение гранта (многие грантодатели требуют регистрацию в качестве юридического лица). Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

Этапы создания общественного объединения без регистрации

  1. Выбор организационно-правовой формы
  2. Определение названия, целей, задач
  3. Разработка устава
  4. Учреждение объединения на общем собрании, выбор органов и утверждение устава

С этого момента объединение создано!

  • название
  • Организационно-правовая форма
  • территория деятельности
  • структура, руководящие органы, их компетенция и порядок формирования
  • условия и порядок приобретения и утраты членства
  • права и обязанности членов
  • источники формирования денежных средств и иного имущества
  • права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации

Решение о создании должно содержать:

  • Собственно решение о создании такого-то объединения (указать полное название)
  • Решение об утверждении устава
  • Решение об утверждении руководящих и контрольно-ревизионных органов

В качестве образца могу предложить готовые формы устава и протокола о создании общественной организации (это один из видов общественного объединения):

  • Протокол о создании общественной организации (образец)

Конечно, необходимо приспособить все это под свою организацию. Важно, чтобы в итоге остались обязательные сведения, которые нужно указывать в уставе (см. выше их перечень). Но даже если потом выясниться, что какие-то пункты устава вам не подходит или вы хотели бы добавить что-то еще, то порядок изменения устава предельно прост - нужно просто разработать новую редакцию и утвердить на общем собрании (кстати, можно предусмотреть какой-то другой порядок, например, утверждение не общим собранием, а правлением). И ничего не надо будет регистрировать.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт

Рассказать друзьям