Перевозка сборных грузов: ситуация и перспективы. Рынок автомобильных грузоперевозок: анализ и прогнозы развития Тренды года на рынке транспортных услуг

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Директор практики "Транспорт и логистика" консалтинговой компании Strategy Partners Group Александр Ермаков рассказал об оценке одного из самых непрозрачных сегментов рынка логистических услуг – организации перевозки сборных грузов.

Начнем в первую очередь с определения. Что из себя представляет перевозка сборных грузов?

Это перевозка нескольких грузов, принадлежащих разным грузоотправителям и грузополучателям, в одном транспортном средстве. Сегмент, о котором идет речь, включает перевозку сборных грузов массой примерно от одного килограмма до десяти тонн. Сборные грузы меньшей массы относятся к категории почтовых отправлений. Перевозка почты – другой сегмент.

Конечно, отправления в составе сборных грузов находятся в пути дольше, чем при прямой доставке, так как им нужно пройти, минимум, через два терминала, где происходит формирование/расформирование партий и ожидание рейса в город назначения. Для клиентов, пользующихся услугой перевозки сборных грузов (а это, в основном, юридические лица) низкая стоимость важнее скорости доставки. Это – основное преимущество данного вида грузоперевозок: логистические компании, работающие в данном сегменте, снижают транспортные издержки своих клиентов, консолидируя различные отправки до экономически оправданного объема перевозки.

Российский логистический рынок, в том числе сегмент перевозки сборных грузов, считается одним из самых непрозрачных. С чем связано отсутствие статистических данных по рынку?

Начнем с того, что в России не ведется регулярный сбор данных относительно сегмента, а игроки рынка обычно не склонны обнародовать детальную информацию о своей деятельности. Преимущественно это непубличные компании, и их довольно много – это не тот случай, когда есть 3-4 крупных подавляющих игрока, по которым можно судить о том, каков рынок в целом. Например, с рынком железнодорожных перевозок дело обстоит совсем иначе - его можно определить с точностью до одного тонно-километра, потому что услуги оказывает одна компания, и ведется полный учет. Но в случае с сегментом перевозки сборных грузов мы можем говорить только о каком-то возможном диапазоне.

Можно найти статистические данные по коду ОКВЭД 63.40, "Организация перевозки грузов", но сюда входит организация перевозки и сборных, и несборных грузов, экспедиторская, таможенно-брокерская и другая логистическая деятельность. Словом, статистика объединяет в одну категорию множество разных сегментов, поэтому понять из нее объем интересующего нас сегмента невозможно. Поэтому, мы вынуждены ориентироваться на экспертные оценки, и желательно, чтобы они были хоть к чему-то привязаны.

Какую методику оценки вы применяли, и насколько велик этот сегмент в соотношении с общим рынком логистических услуг в России?

В своем исследовании мы смотрели на ситуацию в тех странах, где можно было получить необходимую статистику - в первую очередь это США. Статистика ведется и в Западной Европе, но там структура транспортно-логистического рынка принципиально другая, например, незначительны перевозки сырьевых ресурсов – угля, руды и так далее. США несколько ближе к России - и по расстояниям, и по структуре грузооборота. То, что мы называем сборными грузами, там делится на две категории: посылки и Less than truckload – граница между ними проходит в районе 70 кг. Мы рассчитали долю этих двух сегментов в общем объеме рынка грузоперевозок – в США она составляет 7,2% - и сделали экспертную коррекцию на российский рынок, придя к цифре 4%. Опираясь на оценку российского рынка транспортных услуг, данную RBC.research, мы получим, что в денежном выражении эти 4% составляют примерно 70 млрд. рублей.

Однако нужно понимать, что это – не точная оценка, а скорее математическое ожидание объема сегмента, то есть существует какой-то доверительный интервал: плюс-минус 10-15 млрд.руб.

Эксперты уже более десяти лет предсказывают бурный рост логистического рынка в России, но его не происходит. Чем вы можете это объяснить?

Эти предсказания основаны на сравнении доли сегмента логистики с общим объемом рынка транспортно-логистических услуг в развитых странах, которая может достигать 50%. В России же этот показатель составляет примерно 15%, и ждать, что он поднимется до западного уровня, пока не приходится. Я думаю, что это связано со структурой нашей экономики, которая ориентирована преимущественно на сырьевую составляющую, а при перевозках угля, металла и так далее, потребность в логистических услугах меньше, чем при перевозке товаров с высокой добавленной стоимостью.

Есть ли на рынке крупные игроки, занимающие существенную долю? Возможна ли в ближайшей перспективе консолидация рынка?

На данный момент крупнейшие игроки в этом сегменте – Желдорэкспедиция, Деловые Линии имеют долю 10-15%. На мой взгляд, для консолидации нет объективных предпосылок. То есть она как средство повышения эффективности и снижения затрат за счет экономии на масштабе здесь практически не будет работать. В этом сегменте могут вполне благополучно существовать и делать конкурентоспособное предложение компании, даже работающие на одном маршруте, скажем, Москва-Иркутск. Низкие барьеры для выхода на рынок новых компаний. Конечно, единичные поглощения могут происходить, но вряд ли возникнет такая ситуация, при которой один из игроков будет иметь 50% рынка.

Каков ваш прогноз развития рынка в краткосрочной перспективе?

Основная тенденция – существенное изменение его структуры. Можно ожидать постепенного вытеснения традиционных "сборщиков" из подсегмента "посылки" курьерскими компаниями, как это произошло в США за последние 30 лет. В нем уже довольно активны, например, DPD, "Пони Экспресс".

Возможно, немного изменятся позиции железнодорожных перевозок. Наблюдалась тенденция сокращения их доли, но если, как пока планируется, в декабре 2014 года введут плату за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам, то, на какой-то период может возникнуть обратная тенденция.

Кризис, о котором столько говорят, на данный сегмент вряд ли существенно повлияет. Да, будут сокращаться объемы у текущих клиентов, но придут новые, которые ранее отгружали товары целыми фурами, но из-за падения объемов переориентируются на сборные перевозки.

Наиболее вероятно, что объем сегмента продолжит инерционный рост и к 2020 достигнет 80 млрд. рублей по пессимистическому и 100 млрд. рублей по оптимистическому сценарию.

Александр Ермаков, Директор практики "Транспорт и логистика" консалтинговой компании Strategy Partners Group

Александр Ермаков более 11 лет управляет проектами в ведущих консалтинговых компаниях. Им реализовано несколько десятков различных проектов в области разработки стратегий развития, функциональных стратегий, организационных моделей, бизнес-планов для крупнейших российских и зарубежных компаний. Специализация Александра: транспорт и логистика, стратегическое планирование, инвестиционный анализ и бизнес-планирование, реструктуризация холдинговых структур.

Образование:

  • Институт нефтегазового бизнеса. Диплом менеджера нефтегазового бизнеса
  • МГТУ им. Баумана. Ученая степень кандидата экономических наук
  • Московский государственный лингвистический университет. Диплом переводчика
  • МВТУ им. Баумана. Диплом инженера-механика (с отличием)

C 2002 по 2007 гг. Александр возглавлял отдел имущественных отношений ОАО "ЛУКОЙЛ", где осуществлял подготовку, экспертизу и контроль сделок с акциями, долями участия и крупными имущественными объектами организаций группы "ЛУКОЙЛ".

Информация о Strategy Partners Group

Strategy Partners Group (www.strategy.ru) - российский стратегический консультант, входит в группу компаний ОАО "Сбербанк России". Компания оказывает содействие клиентам в проведении преобразований, способствующих эффективному использованию интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения лидерства в конкурентной борьбе и устойчивого роста.

Strategy Partners Group была основана в 1994 году и управляется группой менеджеров с опытом работы в ведущих международных консультационных фирмах. Среди клиентов - ведущие корпорации, работающие в России, Казахстане и других странах СНГ, а также федеральные и региональные органы власти.

  • Маилян Александр Артурович , бакалавр, студент
  • Волгоградский Государственный Университет
  • ТРАНСПОРТ
  • ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
  • ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
  • ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК
  • ЛОГИСТИКА

Рынок транспортно-логистических услуг в России относительно молод, однако, имеет тенденции к стремительному развитию. В данной статье представлен обзор состояния транспортно-логистических услуг за период с 2010 по 2015 гг. Рассмотрены проблемы и перспективы развития данной отрасли с учетом изменений в экономической и политической жизни страны.

  • Анализ динамики статистических данных перевозки пассажиров транспортом общего пользования
  • Современные логистические системы сбора и распределения грузов
  • Анализ транспортной логистики и её традиционного метода в управлении цепями поставок
  • Пути возмещения ущерба, нанесенного транспортными средствами дорогам в России и в мире
  • Применение логистического менеджмента для повышения эффективности транспортной компании

На сегодняшний день, в России, активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Отрасль хранения и перевозки грузов обладает большим потенциалом развития в крупной по масштабам России. Ежегодно транспортные сети расширяются и улучшаются за счет усилий государства. Ключевыми видами транспорта в России является автомобильный, железнодорожный и воздушный.

В современной России проходит постоянное развитие и улучшение транспортной инфраструктуры, вследствие чего усиливается роль и распространение данной отрасли логистики, которая в свою очередь оказывает услуги по срочной и качественной доставке грузов.

Логистика представляет собой науку, изучающую планирование, управление и контроль складирования, доставки, перемещения материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до покупателя.

К логистике относятся: хранение, транспортировка и иные методы доставки товара до клиента, либо потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации.

Понятие транспортной логистики, представляет собой науку о системной интеграции логистических и транспортных активностей, в форме транспортно-логистических услуг, для оптимизации грузопотоков на основе актуального законодательства.

Главной задачей логистики является планирование оптимального территориального (или географического) размещения требуемых материалов и сырья для обеспечения потребностей в них и для бесперебойной работы организаций. Стоит отметить важность роли функционирования логистических компаний, т. к. с помощью определенного комплекса задач, стоящих перед специалистами, можно достигнуть максимальной оптимизации транспортной услуги, а также максимизировать прибыль с помощью наибольшего снижения возможных издержек.

Современный российский рынок логистических услуг состоит их следующих сегментов:

  • перевозка грузов разными видами транспорта;
  • складирование и дистрибуция;
  • экспедиторские услуги;
  • управленческая логистика.

Исследование транспортной логистики в России на сегодняшний день является довольно актуальным.

Рассмотрим современное состояние транспортно-логистического рынка. Структура российского транспортно-логистического рынка по видам услуг за 2015 г. представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура российского транспортно-логистического рынка за 2015 г.

По данным таблицы 1 видно, что грузоперевозки (транспортно-логистические услуги) составляют 88 % от всего объема рынка российской логистики, в свою очередь на долю экспедиторских услуг приходится 9 %. Самая низкая доля рынка у складирования и дистрибуции – 2%, а также у управленческой логистики – всего 1%.

Высокая значимость транспортно-логистического рынка связана с крупной по масштабам территорией России (17 125 191 км 2). Транспортная система России представляет собой множество дорог и путей:

  • автомобильные дороги (с твердым покрытием) – 984 тыс. км;
  • воздушные маршруты – 800 тыс. км;
  • магистральные трубопроводы – 250 тыс. км;
  • внутренние водные судоходные пути – 102 тыс. км;
  • железные дороги – 86 тыс. км.

Важной задачей на рынке транспортно-логистических услуг является оптимальное и правильное составление плана перевозки. Безусловно, необходимо именно определение наилучшего пути следования грузов (сокращенный маршрут с минимальными издержками). Транспортная логистика занимается задачами, связанными с планированием следования грузов для получения наилучшего результата.

Таблица 2. Грузооборот по видам транспорта (млрд. ткм.)

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Рисунок 1. Динамика грузооборота по видам транспорта в России (2010-2014 гг.)

Исходя из приведенных данных, можно отметить общий рост грузооборота по всем видам транспорта, за исключением 2014 г. В 2013 г. общий грузооборот транспорта составил 5084 млрд. ткм., а в 2014 г. немного меньше – 5077 млрд. ткм, данное снижение связано с ухудшением политических и экономических отношений России с Западом (ввод санкций в связи с событиями на Украине). Снижение, прежде всего, связано с тем, что Россия входит во многие международные транспортные коридоры и режим санкций сократил масштабы грузоперевозок.

Таблица 3. Коммерческие перевозки грузов по видам транспорта (миллионов тонн)

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Наиболее значительная доля коммерческих перевозок грузов за 2015 г. приходится на железнодорожный транспорт – 1410 млн. т. (промышленный ж/д – 507,4 млн. т., ж/д общего пользования – 902,6 млн. т.) и автомобильный – 1099 млн. т.. В период 2014-2015 г., допускается отметить, что наблюдается снижение количества перевозок по всем видам транспорта, за исключением морского, в котором наблюдается прирост на 106%.

Исходя из приведенных данных по грузообороту, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к стабильному росту данного показателя, особенно в последние годы, что ставит новые задачи перед экономикой страны в целом и транспортно-логистическими услугами, в частности.

Таблица 4. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. пассажиро-километров)

Вид транспорта

Транспорт - всего

железнодорожный

автобусный (включая маршрутные такси)

таксомоторный

трамвайный

троллейбусный

метрополитен

внутренний водный

воздушный

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Исходя из приведенных данных, можно отметить, что пассажирооборот имеет положительную динамику начиная с 2010 г. по 2014 г. Пассажирооборот по все видам транспорта увеличился на 71 млрд. пасаж.-км. По данным Ростата, наибольшей популярностью в 2014 г. пользуется воздушный транспорт – 241,4 млрд. пасаж.-км., за ним следуют железнодорожный и автобусные (включая маршрутное такси) транспортные средства, по 128,8 и 127,1 млрд. пасаж.-км соответственно.

Таблица 5. Протяженность путей сообщения (на конец года; тыс. км)

Тип протяженности

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования 1)

Протяженность автомобильных дорог общего пользования 2)

в том числе с твердым покрытием

Эксплуатационная длина трамвайных путей

Эксплуатационная длина троллейбусных линий

Эксплуатационная длина путей метрополитена

Протяженность газопроводов (на конец года), тыс. км

Протяженность нефтепроводов (на конец года), тыс. км

Протяженность нефтепродуктопроводов (на конец года) 3) , тыс. км

Протяженность внутренних водных судоходных путей (на конец года), 4) тыс. км

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Таблица 6. Наличие транспортных средств (на конец года; тысяч шт.)

Тип транспортного средства

Грузовые транспортные средства:

рабочий парк груженых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки)

грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны) - всего

в том числе:

в организациях всех видов экономической деятельности

в собственности граждан

морские грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских) 2) , шт.

Речные, грузовые, транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских) 3)

Пассажирские транспортные средства:

автобусы общего пользования 4)

легковые автомобили - всего

в том числе в собственности граждан

трамвайные вагоны

троллейбусы

вагоны метрополитена

морские пассажирские и грузопассажирские транспортные суда 2) , шт.

речные пассажирские и грузопассажирские транспортные суда 3)

Гражданские воздушные суда 4)

Бизнес план разработан для социальной сети с инновационным функционалом видео коммуникации для пользователей мобильных устройств в США. Соответственно был проведен анализ рынка США, разработан маркетинговый план, а так же расписаны производственный и организационный план. Разработана финансовая модель для определения основных финансовых показателей проекта. Выдержки из текста: Модуль …: каждый пользователь после установки мобильного приложения будет иметь возможность организации … Кроме того, наиболее удобным способом на сегодняшний день пользоваться видеосвязью является компьютер (ноутбук) или планшет. Значительная часть приходит на общение в конференц-залах. Но пользование… Средства для реализации проекта планируется залучить от одного инвестора. Необходимый объем инвестиций… Мобильные приложения помогают решать различные прикладные задачи: от мобильной картографии и приема электронной почты до узкоспециализированных функций. Они призваны облегчить жизнь пользователей… Бизнес-приложения стали необходимым средством для многих пользователей, которое поможет им упростить их офисную работу. В настоящий момент сегмент бизнес-приложений является предпочтительным… В Соединенных Штатах нет Федерального закона конфиденциальности, и нет Закона ко…

  • ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСТРОВНОГО САЛОННОГО СЕРВИСА РФ, МОСКВА

    Расширение предприятия ООО «ХХХ» за счет открытия новой точки сети фирменных бьюти-баров, тем самым оказать содействие молодым людям (18-25 лет) в поиске работы и трудоустройстве. Создать условия для социально-трудовой реабилитации, содействовать в выработке мотивации к самостоятельному активному поиску работы людям без опыта работы. Задачи проекта: Создание рабочих мест для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Выдержки из текста: «Очень важную составляющую для салонов красоты имеет именно дизайн интерьера, правильное и логичное расставления мебели и разных предметов, оборудование, что бы было комфортно и доступно добраться до каждого предмета при работе с клиентами. К этому вопросу компания «ххх» подошла тщательным образом, продумав каждую деталь. Ниже спроектированные образцы салона.» «Доходы компании «ххх» это выручка от клиентов, чем больше посещаемость, тем больше прибыль. Так как пик сезонности приходит именно на праздники, когда девушки больше всего хотят выглядеть хорошо, доходы компаний в сфере красоты стремительно растут. Наибольшая посещаемость салонов красоты проглядывается в новогодние праздники, на 8 марта и на майские. При этом в летние периоды продажи незначительно будут падать, но не из-за падения спроса,…

  • План продвижения мобильного приложения по звуковому сопровождению звонка во время разговора

    Данный отчет содержит конкурентный анализ основных игроков на рынке, а также составленный на его основе маркетинговый план, который включает расчет ценообразования, составление программы продвижения, а также расчет возможной отдачи от вложений в маркетинг. Выдержки из текста: … Бесплатное скачивание является для данного типа приложений оптимальным, поскольку платное скачивание сильно сужает количество пользователей, которые захотят его скачать. Такое положение вызвано отсутствием активного продвижения конкурентов и как результат низким уровнем осведомленности пользователей о существовании таких услуг. И как следствие - низкий спрос. … Если смотреть со стороны пользователей, то программу скачивают случайным образом. Основная причина скачивания - яркий аватар и заголовок, интригующее описание приложения. Пользователи руководствуются любопытством. И только хх% разыскивают определенное приложение, чтобы организовать необходимое звуковое окружение во время разговора для решения бытовых и рабочих задач. … При конверсии покупки платного пакета хх% и заказа платных минут хх% суммарная выручка за год деятельности составит ххх тыс. долл. … Прибыль за год будет иметь положительное сальдо - ххх тыс. долл. … После публикаций обзоров необходимо от…

  • Исследование рынка присадок к маслам для дизельных двигателей в России, 2009- 2015, прогноз до 2020 гг.

    Данный отчет содержит анализ рынка присадок к маслам для дизельных двигателей в России, анализ потребителей и Анализ внешнеторговых поставок присадок в России. Проведен анализ конкурентов и описание их деятельности. Оценена доля рынка компаний. Проведена оценка конкурентных преимуществ (SWOT-анализ). Описаны перспективы развития рынка присадок в масло. Выдержки из текста: … Глядя на ситуацию на рынке можно сказать, что рынок активно растет и такая тенденция сохранится, т.к. спрос на присадки есть как у конечных потребителей так и в В2В секторе.»… …Основными факторами, влияющими на рынок, являются:… … На рынке России присадок к маслам для дизельных двигателей в период с хххх по хххх гг. наблюдается рост. В хххх году объем рынка составил ххх,х тыс. тонн.… … В России осуществляют продажи отечественные производители, дилеры и представители импортных товаров. Продукцию присадок для масла на российском рынке предлагают производители: … … Из диаграммы видно, что наибольшая доля производства приходится на Центральный федеральный округ с долей производства в хх%. Второе место у Приволжского федерального округа - хх %… … . В хххх году импорт в РФ составил хх тыс. тонн и х ххх ххх тыс. рублей. В хххх году это…

  • Для транспортной отрасли 2015 год выдался непростым - санкции, рост налогов, падение объемов внешней торговли и потребительского спроса привели к значительным изменениям на рынке - в новых экономических условиях компаниям приходилось выбирать не только новые маршруты, но и альтернативные виды транспорта. Сегодня большинство экспертов отмечает, что в отрасли уже начался серьезный кризис и это подтверждает статистика.

    По данным Росстата, на протяжении последних четырех лет грузооборот практически не менялся, несмотря на положительную динамику внешней торговли. В январе-декабре 2015 года он даже подрос на 0,5% и составил 5089,6 млрд тонно-километров. Однако за этими стабильными данными кроется весьма неприятное обстоятельство: на протяжении того же периода наблюдалось ежегодное снижение объемов перевезенных грузов. Если в 2012 году было перевезено 8,5 млн тонн, то в 2015 году менее 7,5 млн тонн. При этом спад по сравнению с прошлым годом составил более 5%.

    Сегодня автомобильные грузоперевозчики, на которых приходится основная часть погрузки, теряют свою долю рынка, при этом сегменты морских и железнодорожных перевозок увеличиваются. Это связано с тем, что в натуральном выражении и импорт, и экспорт большинства потребительских товаров существенно сократился, а именно они и перевозились автомобильным транспортом. В несколько раз снизился импорт продуктов питания, техники, бытовой химии. В то же время из-за низкого курса рубля Россия увеличила поставки на экспорт многих сырьевых товаров - нефти, газа, зерна, металлов, которые поставляются за рубеж морем и другими видами транспорта. Санкции и продовольственное эмбарго также сыграли свою роль: при снижении торговли с Европой выросла доля стран Азиатско-тихоокеанского региона, которые с точки зрения логистики в большей степени завязаны на других способах доставки грузов.

    В конечном итоге объем перевозок на автомобильном транспорте упал на 7% до 5 млрд тонн, в то же время на морском транспорте он возрос на 18% до 18,3 млн тонн. При этом объем погрузки на железнодорожном, внутреннем водном, воздушном и трубопроводном транспорте остались без изменений.

    Объем автомобильных перевозок упал на 12 % уже в январе прошлого года, когда внешнеторговый оборот России рухнул на 34%. Девальвация рубля отчасти помогла российским автоперевозчикам - к концу года отечественные экспортеры в разы нарастили объемы поставок отдельной продукции, но исправить положение в отрасли им не удалось - спрос на их услуги сократился, и снижение объемов перевезенных грузов наблюдалось ежемесячно.

    Автоперевозчики столкнулись и с другими проблемами: выросли расходы на транспортное обслуживание, топливо и лизинговые платежи, а высокие ставки по кредитам продолжают душить бизнес. Не добавили оптимизма и возросшие тарифы на КАСКО и ОСАГО.

    Однако экономические трудности меркнут в сравнении с той «заботой и поддержкой», которую оказало перевозчикам наше государство.

    Ещё в начале 2015 года так и не была решена проблема с книжками МДП - таможенные органы ограничили её применение на территории России, в результате этого практически весь транзитный поток сосредоточился в один узкий коридор на территории Северо-Западного Федерального округа. В результате этого, транзит по территории России стал ещё менее привлекателен, чем раньше, а спад торговли со странами ЕС в конечном итоге больнее всего ударил именно по компаниям этого региона. По итогам января-октября 2015 года объем автомобильных грузоперевозок из Европы в Россию упал на 34%.

    Также в течение прошедшего года активно исполнялся приказ Министерства транспорта от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». Данные устройства не только необходимо было установить на все транспортные средства за свой счет, но и регулярно осуществлять их обслуживание.

    К концу года государство решило окончательно добить отрасль и ввело плату за проезд большегрузов по дорогам федерального назначения - так называемую систему «Платон». Стоимость проезда была установлена в размере 1,53 рубля за 1 км пути. Для большинства перевозчиков это обернулось многократным ростом издержек - например, компания Danon отмечает, что её расходы на транспортировку выросли в два раза. Многие малые предприятия и вовсе теперь вынуждены уйти с рынка - выплаты превышают их месячный заработок.

    Хотя аналитики и прогнозируют, что введение Платона в конечном итоге станет причиной роста, потребительских цен, автоперевозчики не могут переложить возросшие затраты полностью на плечи своих клиентов - из-за падения спроса компании просто не способны увеличить тарифы и вынуждены работать в убыток. По данным Росстата тарифы на автомобильные грузоперевозки показали самый незначительный рост по сравнению с другими видами транспорта - за год они выросли только на 6%, в то время как общий рост тарифов составил 11,5%.

    Несмотря на то, что автомобильные перевозки гораздо удобнее с точки зрения логистики и сроков доставки, экономические факторы и административные барьеры привели к тому, что грузопоток стал к концу года все больше смещаться на железную дорогу. После того, как в ноябре была введена система Платон, объем железнодорожных перевозок в декабре вырос на 1%, в то время как на протяжении остальных месяцев он не превышал прошлогодние показатели.

    Тем не менее, пересесть на железнодорожный транспорт сегодня готовы далеко не все. Для владельцев малых и средних грузов перевозки по железной дороге по-прежнему остаются невыгодными: не работает принцип доставки «от двери до двери», труднее осуществлять планирование поставок, необходимо нести дополнительные расходы, связанные с погрузкой и разгрузкой товара. Останавливают участников рынка и резко возросшие тарифы - в начале 2015 на все перевозки РЖД они выросли на 10%, а дополнительно к этому Федеральная служба по тарифам установила предельно допустимое отклонение от него. В результате РЖД ввела надбавку к тарифу в размере 13,4% на перевозку ряда экспортируемых грузов, в том числе таких ключевых товаров, как нефть и нефтепродукты, зерновые и металлопродукция. После таких реформ востребованность железнодорожных перевозок снизилась - особенно наглядно это прослеживается по показателям первой половины года. Более того, отдельные предприятия, деятельность которых тесно сопряжена с транспортировкой, и вовсе предпочли сократить выпуск продукции, особенно на фоне снижения спроса на неё со стороны Китая. Так, не смотря на рост физических объемов экспорта, упал объем железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов (-2%), строительных грузов (-7,3%), цемента (-20%), лома черных металлов (-11%).

    В среднем, по данным Росстата, тарифы увеличились на 12,9%. При этом прибыль РЖД уже за первое полугодие выросла в восемь раз - до 18,26 млрд рублей. В 2016 году планируется рост тарифов ещё на 9%, и в конечном итоге это также скажется на потребителях.

    Немного лучше обстоит дело на морском транспорте, за 2015 год объем морских грузоперевозок составил 118,1 млн тонн, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 17%. Увеличение продиктовано в основном внешнеторговыми причинами - выросли физических объемы экспорта товаров, поставляемых в страны Азии, что особенно ярко прослеживается с осени 2015 года. В декабре объем перевозок и вовсе возрос на 62% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.

    Вместе с ростом объемов морских перевозок вырос и грузооборот портов - в январе-декабре он составил 676,7 млн тонн, что на 5,7% выше аналогичного показателя прошлого года. При этом наибольший рост показали именно экспортные грузы - 539,1 млн тонн (+7,7%). Возросли перегрузки угля (+6%), зерна (+15,1%), черных металлов (+12,2%), лесных грузов (+10,7%).

    При этом наилучшую динамику показали порты Азово-Черноморского бассейна (+10,2%), а также Дальнего востока (+5,2%). Именно на них сосредоточились ключевые экспортные потоки отечественных сырьевых товаров за рубеж.

    Из-за высоких транспортных издержек на автомобильные и железнодорожные перевозки все больше компаний предпочитают новые способы транспортировки грузов. Почти в два раза выросли перевозки грузов на паромах, и на 15,6% увеличился грузооборот каботажных перевозок - до 56,1 млн тонн. Несмотря на проекты по развитию портовой и железнодорожной инфраструктуры, создание подъездных путей и терминально-логистических центров, использование автомобильного транспорта и последующая перегрузка товаров на суда по-прежнему является приоритетной. Доставка грузов в морские порты автомобильным транспортом выросла на 12,3% до 54,2 млн тонн.

    Речной транспорт пока не стал популярной альтернативой для перевозчиков, по рекам в России перевозятся в основном навалочные грузы и минеральное сырье, причем осуществляют перевозку компании, находящиеся в транспортной доступности от водной артерии. Однако и здесь наметились свои сдвиги - объемы отправок из портов по внутренним водным путям выросли в 2,5 раза до 346 тыс тонн, при этом сухих грузов - почти в пять раз. Девальвация рубля сделала существенно дороже закупку импортных товаров, и экономия вынудила участников ВЭД выбирать более дешевый способ транспортировки на дальние расстояния.

    Объем воздушных грузоперевозок в России невелик - по данным Росстата, в 2015 году было перевезено только 1,1 млн тонн грузов. Авиатранспортом в Россию поступают преимущественно товары, отправляемые в международных почтовых отправлениях: техника, одежда, печатная продукция, продовольствие и прочие товары народного потребления. Наибольшую долю рынка при этом занимают грузы, импортируемые из стран дальнего зарубежья. В первой половине года объемы перевозок стабильно увеличивались по сравнению с прошлым годом, однако дальнейшее ослабление рубля уже с августа повлекло спад закупок зарубежных товаров и, как следствие, объемов грузовых авиаперевозок.

    По данным Росавиации, объем международных грузоперевозок упал на 8,7%, а внутренних - на 14,2%. Однако реальные масштабы снижения гораздо шире - наибольшую долю рынка грузоперевозок занимает компания «Эйрбриджкарго» - на неё приходится 58% всего объема перевезенных грузов. При этом фирма преимущественно осуществляет международный транзит, и большинство её грузов попадает в Россию только при промежуточной посадке. Похожая ситуация наблюдается у Аэрофлота и ряда других компаний. Транзитные перевозки, которые продемонстрировали рост в этом году, учитываются органами статистики как международные, но они не связаны с производством или ценами.

    Тем временем в отрасли назревают и другие проблемы - международные санкции, рост цен на топливо и увеличение затрат на обслуживание парка самолетов также привели к росту издержек на фоне снижающегося спроса, а после ухода с рынка компании Трансаэро, многие направления до сих пор не закрыты другими перевозчиками.

    Таким образом, сегодня сокращение внешнеторговых потоков отрицательно сказалось на рынке грузоперевозок, а девальвация рубля и падение цен на нефть привели к росту издержек не только отдельных компаний, но и целых отраслей. Сегодня повсеместно наблюдается сокращение инвестиций и заморозка строительства. Государство при этом продолжает сильнее закручивать гайки и увеличивать налоги, не оставляя рынку возможностей для развития.

    Специалисты нашего исследовательского агентства обладают большим опытом исследовательской и консалтинговой деятельности в сфере транспортно-логистических услуг. Мы можем предложить вам следующие услуги:

    • мониторинг сегментов рынка ТЛУ, грузопотоков и грузообразующих отраслей, складской недвижимости, транспортных и логистических компаний;
    • проведение исследований рынков логистического аутсорсинга: транспортно-экспедиторские услуги, складские и комплексные логистические услуги, автомобильные грузоперевозки, экспресс-доставка, контейнерные перевозки и терминальные услуги;
    • выполнение проектов в области транспорта и логистики: аудит складских комплексов, анализ спроса и предложения на региональном рынке ТЛУ, оценка целесообразности строительства терминально-логистических объектов, анализ конкурентной среды, разработка стратегии логистических компаний;
    • абонементное обслуживание, включающее в себя индивидуальный набор услуг, сформированный исходя из нужд вашей компании.

    Готовые исследования и аналитика по теме

    Увеличение грузопотока на китайском направлении сопровождается существенными изменениями в маршрутах доставки, развитием перевозок железнодорожным транспортом, запуском регулярных контейнерных поездов. Наиболее динамично в 2017-2018 гг. росли железнодорожные перевозки грузов через погранпереходы. При этом темпы роста свыше 40% зафиксированы в 2017 г. на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД). Железнодорожное сообщение на Дальнем Востоке в настоящее осуществляется с Китаем…

    Последние несколько лет отмечается динамичный рост экспортных и импортных грузопотоков РФ на китайском направлении. Буквально за 3 года объем перевозок между Россией и Китаем увеличился на 26,6% и составил 131,5 млн т. Сегодня на долю Китая приходится 13,2% российского экспорта (в тоннах) и 7,8% импорта (без Казахстана и Республики Беларусь). Свыше 92% взаимного грузооборота формирует…

    В последние несколько лет китайский рынок экспресс-доставки демонстрирует высокие темпы роста. В 2014 г. Китай впервые занял лидирующие позиции в мире по числу отправлений, осуществляемых в режиме экспресс-доставки, обогнав США. При этом стоимостной объем данного сегмента рынка ТЛУ составил US$ 29,22 млрд. По данным Национального бюро статистики (State Post Bureau, SPB), в 2015 г. выручка…

    Рост сегмента 3PL-услуг и повышение роли логистических провайдеров на рынке ТЛУ Китая за последнее десятилетие в значительной степени является результатом государственной политики и отражает тенденцию перехода компаний к аутсорсингу логистических операций, снижению логистических издержек при сосредоточении усилий на ключевом бизнесе. M.A.Research продолжает публикацию серии статей Людмилы Симоновой, управляющего партнера агентства, по рынку транспортно-логистических услуг Китая,…

    M.A.Research начинает публикацию серии статей Людмилы Симоновой, управляющего партнера агентства, по рынку транспортно-логистических услуг Китая, в которых представлен анализ рынка логистического аутсорсинга, сегментов 3PL-услуг и экспресс-доставки, а также российских перевозок на китайском направлении, включая новые маршруты и сервисы и транзитные перевозки. Статьи подготовлены в рамках ежегодного исследования "Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2017-2018 и прогноз до…

    В рамках ежегодного исследования рынка транспортно-логистических услуг («Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2017-2018 и прогноз до 2022 г.») аналитическое агентство M.A.Research подвело итоги работы компаний в сегменте 3LP-услуг в 2017-2018 гг. По оценке M.A.Research, в 2017 г. совокупная выручка в рублях ведущих логистических компаний (российских и зарубежных, входящих в ТОП-37) увеличилась на 11,8%, до 175 млрд…

    В рамках ежегодного исследования «Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2017-2018 и прогноз до 2022 г.» специалисты агентства M.A.Research провели анализ текущей ситуации и перспектив развития мирового и российского рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ). По оценке M.A.Research, совокупный объем российского рынка ТЛУ в 2018 г. составит 3567 млрд руб., номинальные темпы роста снизятся до 6,6%. Данные за январь-октябрь…

    Исследование "Рынок логистического аутсорсинга: итоги 2017-2018 и прогноз до 2022 года" посвящено анализу новейших тенденций и перспектив развития рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ). В работе дается подробный обзор ситуации на мировом и российском рынках логистического аутсорсинга, приводятся важнейшие показатели работы отрасли в 2017-2018 гг. и прогноз развития основных сегментов рынка ТЛУ до 2022 г.

    Новое исследование рынка логистического аутсорсинга

    Специалисты агентства M.A.Research подготовили обновление ежегодного исследования рынка логистического аутсорсинга . Исследование носит комплексный характер и содержит подробный анализ развития основных сегментов рынка транспортно-логистических услуг в 2016-2017 гг. и прогноз до 2020 года. В работе приведены оценки объема рынка логистики в натуральном и стоимостном выражении, в том числе сегментов 2PL и 3PL- услуг. Представлен анализ конкурентной среды, финансовых результатов работы российских и зарубежных транспортно-логистических компаний в 2016 году.

    Рынок перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов: тенденции и перспективы

    Статья подготовлена по материалам выступления Людмилы Симоновой, управляющего партнера ИА M.A.Research, на BREAKBULK RUSSIA 2018, 17 апреля 2018, Москва, «Крокус-Экспо» По оценке M.A.Research, в 2017 г. после трех лет рецессии российский рынок перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) продемонстрировал рост в сопоставимых ценах на 1,6%. В номинальном выражении рынок КТГ вырос на 6,3%, а его…

    Доля ТОП-15 автоперевозчиков в стоимостном объеме рынка превысила 15%

    На рынке автомобильных грузоперевозок работают различные типы компаний – от глобальных транспортно-логистических холдингов до локальных автотранспортных предприятий. Среди крупных и средних операторов преобладают транспортно-экспедиторские компании, доля игроков с иностранной собственностью достигает в этой группе 10%. Число «чистых» перевозчиков или экспедиторов незначительно, как правило, участники рынка совмещают в своей деятельности обе эти функции.

    Доля сборных грузов в структуре рынка автоперевозок в 2017 г. достигнет 20,7%

    По оценке M.A.Research, в структуре грузов, перевозимых автомобильным транспортом всех отраслей экономики (в тоннах), доминируют навалочные грузы – 75% в 2016 г. Подавляющая часть навалочных грузов (прежде всего строительных материалов, продукции добывающей промышленности и сельского хозяйства) перевозится собственным транспортом предприятий всех отраслей экономики, при этом доля коммерческих перевозок не превышает 5%.

    В 2017 г. рынок автомобильных грузоперевозок увеличится на 9,6%

    В рамках ежегодного исследования рынка транспортно-логистических услуг («Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2016-2017 и прогноз до 2020 г.») аналитическое агентство M.A.Research подвело итоги работы компаний в сегменте автомобильных грузоперевозок. В 2016 г. на рынке автомобильных грузоперевозок впервые с 2013 г. наметилась положительная динамика: возросли объемы перевозок как во внутрироссийском, так и международном сообщении. В свою очередь,…

    Около 72% оборота 3PL-операторов в России обеспечивают операции по перевозке и экспедированию грузов

    По оценке M.A.Research, в 2016 г. объем рынка 3PL-услуг вырос на 8%, достигнув 189 млрд руб. Около 72% оборота логистических операторов обеспечили операции по перевозке и экспедированию грузов (собственным и привлеченным транспортом), 28% приходилось на сегменты складских и управленческих услуг, включая управление цепочками поставок. Максимальная ориентированность на клиента, предложение новых продуктов и услуг, нацеленных на…

    Объем рынка экспресс-доставки в 2016 г. вырос на 11,8%

    В рамках очередного исследования рынка транспортно-логистических услуг («Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2016-2017 и прогноз до 2020 г.», выпуск в начале ноября 2017 г.), аналитическое агентство M.A.Research подвело итоги работы компаний в сегменте экспресс-доставки в 2016 году. По оценке а M.A.Research, в 2016 г. объем рынка экспресс-доставки увеличился на 11,8%, превысив 57,8 млрд руб. На фоне…

    Выступление Людмилы Симоновой на ShippingRu 2017

    28 февраля 2017 г. в Москве при информационной поддержке исследовательского агентства M.A. Research с успехом прошла Международная конференция «ShippingRu 2017». На конференции с докладом выступила Людмила Симонова, управляющий партнер M.A. Research. В своем докладе г-жа Симонова представила результаты развития рынка морских перевозок и стивидорных услуг в 2016 г. и оценки на 2017 г., уделив особое…

    Объединение DPD и SPSR Express приведет к образованию крупнейшего игрока на рынке экспресс-доставки

    Слияние SPSR и DPD может привести к появлению нового лидера на рынке экспресс-доставки. Закрытие сделки ожидается в первом квартале 2017 года. В 2016 г. выручка обеих компании выросла более чем на 16%, что втрое выше среднего показателя по рынку. Основной драйвер роста – онлайн-торговля. По оценке M.A.Research, совокупная доля DPD и SPSR Express в стоимостном…

    6 октября 2016 г. в рамках III Международной бизнес-конференции «Проблемы и перспективы безопасности грузоперевозок» состоялась презентация результатов исследования «Рынок логистического аутсорсинга», подготовленного в агентстве М.A.Research. С докладом «Современные тенденции развития рынка ТЛУ и прогноз до 2019 года» выступила Людмила Симонова, к.э.н., управляющий партнер M.A. Research.

    В 2015 г. впервые за 12 лет мониторинга в развитии отдельных сегментов рынка транспортно-логистических услуг наблюдались абсолютно противоположные тенденции. Неоднозначность ситуации на рынке логистического аутсорсинга объясняется тем, что разные виды логистической деятельности продемонстрировали различную степень устойчивости по отношению к негативному воздействию кризиса: падению инвестиционного и потребительского спроса, «войне санкций», сокращению импорта, снижению курса рубля и др. По оценке M.A.Research , в 2015 г. рынка складских услуг в рублях сократился почти на 15%, что определялось снижением рублевых арендных ставок и уровня заполняемости площадей на фоне ввода в строй новых складских объектов для коммерческого использования.

    Рынок логистического аутсорсинга

    Данное исследование посвящено анализу новейших тенденций и перспектив развития рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ). В работе дается подробный обзор ситуации на мировом и российском рынках логистического аутсорсинга, приводятся важнейшие показатели работы отрасли в 2015-2016 гг. и прогноз развития основных сегментов рынка ТЛУ до 2019 года.

    Величина заявленных ставок аренды качественных холодильных складов в Ростовской области и Краснодарском крае примерно соответствует столичному уровню. Такая ситуация объясняется существенным снижением тарифов в московском регионе в начале 2015 г., которое было вызвано ростом вакантности в качественном сегменте. Диспропорции на столичном рынке возникли в результате рекордного ввода складских площадей в Московской области в 2014 г., который, по данным исследования M.A. Research «Рынок складских услуг в ЮФО» , составил свыше 1,5 млн кв. м новых объектов, включая значительное количество рефскладов. При этом объем поглощения снизился под влиянием кризиса. В то же время в Ростовской области и Краснодарском крае арендные ставки остались на прежнем уровне, а на отдельных объектах даже несколько выросли, что привело к выравниванию столичных и местных расценок.

    2-3 июня 2016 года в Риге и Вентспилсе прошла XIX международная конференция "TransBaltica 2016", собравшая экспертов и игроков транспортной отрасли России, Беларуси и стран Балтии. В работе конференции активное участие приняла Людмила Симонова, выступившая на заседании в Риге с докладом на тему «Рынок транспортно-логистических услуг. Влияние санкций и рецессии». Как отметила Людмила Симонова, транспортная отрасль в России переживает трудные времена, тем не менее, в условиях острейшей конкуренции меняются стиль работы и методы российских транспортных и логистических компаний. Необходимость сокращения издержек вынуждает их гибко приспособиться к новым условиям, предлагая инновационные решения и новейшие технологии, улучшая обслуживание клиентов. Презентацию доклада г-жи Симоновой можно скачать в разделе "Аналитика" .

    Склады с холодильными камерами до сих пор остаются наименее изученным сегментом рынка коммерческой складской недвижимости, так как для его достоверного анализа необходима первичная информация о технических параметрах и эксплуатационных возможностях объектов. Представленная в данной статье информация о рынке рефрижераторных складских услуг Краснодарского края и Ростовской области была получена в результате аудита, проведенного экспертами исследовательского агентства M.A. Research в ходе личного посещения 20 складских объектов, а также интервью с руководящими сотрудниками компаний-владельцев с заполнением подробной анкеты (метод «тайной покупки»). Собранные данные позволили провести подробный анализ рынка, включая соотношение спроса и предложения, структуру парка холодильных камер, уровень вакантности и заявленных арендных ставок и др. Результаты аудита крупнейших коммерческих складов указанных регионов, а также анализ общей ситуации на рынке качественных складов Юга России вошли в отчет «Рынок складских услуг ЮФО» .

    Аналитический обзор «Рынок складских услуг ЮФО» подготовлен по результатам аудита мультитемпературных и рефрижераторных терминалов Ростовской области и Краснодарского края, проведенного в конце 2015 года. Собранные данные позволили провести подробный анализ рынка, включая соотношение спроса и предложения, структуру парка холодильных камер, уровень вакантности и заявленных арендных ставок и др. Кроме того, отчет содержит анализ ситуации на рынке сухих складов категорий А и В в Ростовской области и Краснодарском крае, а также краткий обзор рынка качественных терминалов в Волгоградской и Астраханской областях (с характеристикой крупнейших складских объектов, включая холодильные склады).

    Автомобильные грузоперевозки – наиболее пострадавший сегмент рынка ТЭУ от экономических санкций и рецессии. По итогам 2015 г. ожидается сокращение объема коммерческих перевозок автотранспортом на 20%, грузооборота – на 10%.

    Рассказать друзьям